Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
12 февраля 2008 г.

Квентин Пил | Financial Times

Между строк: Россия предостерегает от игр в "балканское домино"

Ежегодная конференция по вопросам безопасности, проходящая в Мюнхене, - отличный повод для встречи "сливок" военного и политического истеблишмента стран НАТО. Традиционно атмосфера там способствует тому, чтобы европейцы и американцы кое-что высказывали друг другу начистоту.

Иногда они это делают, а иногда - нет. После окончания холодной войны конференцию посещают и представители России, хотя с ними до сих пор обходятся, как с незваными гостями.

Однако, хотя это мероприятие и гордится тем, что там положено высказываться без обиняков - этим обстоятельством воспользовался в прошлом году Владимир Путин в своей знаменитой речи, которая представляла собой лобовую атаку на внешнюю политику США - иногда некоторые темы замалчиваются. В нынешнем году такой темой стало Косово.

Разумеется, звучали упоминания о том, что эта мятежная территория, формально до сих пор входящая в состав Сербии, вот-вот провозгласит независимость. Это обеспечил Борис Тадич, недавно переизбранный президент Сербии. Он распространил эмоциональное заявление, где призывал другие страны не торопиться с признанием нового государства.

Но ответа не было. Никому не хотелось вести дебаты о последствиях или о том, как с ними справляться.

По-видимому, у обеих сторон с этим сложности. Тадич и сербское правительство не хотят излагать сколько-нибудь детально сценарий своих ответных мер. Союзники по НАТО, в том числе Америка и большая часть стран ЕС, просто желают отнестись к этому акту как к неизбежности - такова, мол, реальность, с которой Сербия должна мириться. Размышлять о более широких последствиях им не хочется.

Единственным, кто осмелился поднять этот вопрос без экивоков, был Сергей Иванов, первый вице-премьер РФ, в прошлом министр обороны. Он предостерег, что международное признание независимости Косово (подразумевая признание Соединенными Штатами и большей частью ЕС) создаст опасный международный президент.

Он сказал, что этот шаг определенно выйдет за рамки международного права. "Это почти как открыть ящик Пандоры", - заявил Иванов.

В этот момент Иванов, против своего обыкновения, не производил впечатления излишне самоуверенного человека. "Мы расходимся во мнениях по косовскому вопросу не потому, будто Россия упрямо поддерживает сербов и все тут, - сказал он. - Мы не будем большими сербами, чем сами сербы".

И действительно, он отверг, как он выразился, заблуждение, распространенное среди стран НАТО и ЕС - тезис, что вслед за провозглашением независимости Косово Россия вскоре поддержит провозглашение независимости Абхазией и Южной Осетией - сепаратистскими областями бывшей республики СССР Грузии. Он уверил собравшихся, что Россия на следующий день не признает независимость Абхазии или Южной Осетии.

Но затем Иванов заговорил об "эффекте домино", который может коснуться всего региона. Что, собственно, он имел в виду?

Для начала Республика Сербска запросто может назначить референдум о своем отделении от Боснии и Герцеговины - этот шаг начнет расшатывать Дейтоновское мирное соглашение 1995 года, положившее конец гражданской войне в Боснии. Тем временем албанское меньшинство в Македонии, возможно, снова выйдет на демонстрации, требуя независимости.

Вполне возможно, что Тадич предпочел бы не поощрять боснийских сербов. Он обещал никак не способствовать применению силы, которое может стать реакцией на провозглашение независимости Косово. Но в Боснии до сих пор имеются крупные запасы оружия, а численность международного контингента, который мог бы их защитить, недостаточно велика.

Вашингтон непоколебимо полагает: чем быстрее Косово придет к независимости, тем это будет лучше для стабильности на Балканах. Однако предполагается, что обеспечивать эту стабильность станет Европейский союз. А поскольку ЕС расколот по вопросу о независимости Косово - одни страны за нее, другие против - спланировано куда меньше, чем следовало бы.

Сербия, несомненно, пустит в дело все свое влияние, чтобы опровергнуть легитимность независимости Косово. Вполне возможно, что она введет торговое эмбарго на своих границах, хотя отключение электричества повлечет за собой отключение тока также для Македонии и Греции.

Есть вероятность, что в прогнозируемом будущем Косово останется в юридически неопределенном состоянии и в экономическом вакууме. Его безопасность будут гарантировать 17 тыс. военнослужащих НАТО, а также 1800 полицейских, судей и чиновников ЕС. Их задачей будет создание новых институтов. Однако без экономики - безработица составляет 40-60%, а экспорт всего 6% в пропорции к импорту - институты долго не продержатся.

"В худшем случае мы даже получим "государство-неудачника", - говорит Карл Бильдт, министр иностранных дел Швеции.

Такую перспективу мало кто готов принять во внимание.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru