Россия раздувает конфликт времен холодной войны по вопросу о европейской безопасности, утверждает обозреватель The Financial Times Филип Стивенс.
Выступление главы МИДа РФ Сергея Лаврова о российском плане новой архитектуры европейской безопасности автор называет неубедительным: "Слушать, как Лавров проповедует политику взаимного доверия и общей безопасности, - все равно, что вообразить Дика Чейни пропагандирующим безусловные достоинства мультилатерализма".
По мнению автора, некоторые элементы российского проекта заслуживают серьезного внимания: "Москва справедливо утверждает, что ОБСЕ может получить более важную роль в борьбе с непониманием и разрядке напряженности на постсоветском пространстве". Западу не следует спорить с позицией России, что европейская безопасность нераздельна, цитирует Стивенс недавную речь госсекретаря Клинтон в Париже. Однако манера Лаврова выражать приверженность "нераздельной" безопасности наводит слушателей на совершенно противоположный вывод: что Москва стремится разделить Европу на Восток и Запад и тем самым оторвать ее от США, пишет Стивенс. Если Медведев чистосердечно признает многие проблемы России, то Лавров говорит с точки зрения человека, который всегда винит в своих бедах других: мол, Россия - вечная жертва, а Запад все еще питает враждебные намерения.
Между тем сегодняшние угрозы для страны исходят вовсе не от Запада: это демографический спад, сепаратизм и исламский экстремизм, а также неспособность превратить изобилие углеводородов в устойчивое экономическое процветание. Стратегических соперников Москва должна искать на востоке, где "рост процветания и силы Китая напрямую соприкасаются с разрухой Сибири". По мнению автора, выставляя НАТО в роли агрессора, Кремль просто отвлекает внимание от колоссальных внутриполитических фиаско.
Нужно проявлять внимание к тревогам Москвы, но неуклонно отвергать все намеки, что Европу снова можно разделить на конкурирующие сферы влияния, рекомендует обозреватель. В этом свете избрание Януковича следует воспринять спокойно: украинцы вправе сами выбирать путь. Но практическое сотрудничество с Россией в сферах общих интересов возможно только в том случае, если она уяснит, что гарантии обороны НАТО распространяются на всех членов Альянса.