После всех разговоров о безопасности, бомбах, зубной пасте и гей-бунтах единственная "опасность" заключается в том, что сочинские Игры может ждать огромный успех, признают западные обозреватели. В конце концов, все города, принимавшие Олимпиаду, были только декорациями для азартного спортивного действа, настоящего праздника и культивирования национальной гордости.
Если Олимпиада в Сочи продолжится в том же духе, не исключено, что на лице Путина появится подобие улыбки, шутливо предостерегает спортивный корреспондент The Times Рик Бродбент. "Конечно, говорить такое - значит плыть против течения, и я сам за последние недели написал немало историй о темной стороне Олимпиады, однако уже сейчас можно тихонько шепнуть (потому что в комнате установлены "жучки"): Россия показывает неплохое шоу.
Конечно, с гостиницами дело обстоит ужасно. "Я знаю, о чем говорю: я прочитал об этом, сидя на балконе своего трехкомнатного номера, - иронизирует автор. - Однако, если бы не плохая работа строителей, мы бы никогда не услышали историю о том, как американский бобслеист использует смекалку, чтобы выбраться из запертой ванной".
Пора смириться с тем, что Сочи-2014 не стали провалом, призывает журналист: "Транспорт ходит по расписанию. Службы безопасности ведут себя ненавязчиво. На церемонии открытия были лесбиянки (подставные), женоподобные полицейские из МВД (вероятно, подставные) и не было Владимира Путина в роли Дольфа Лундгрена из "Рокки 4".
Один австралийский сноубордист назвал условия хафпайпа "дерьмовыми", но "это мы уже проходили", пишет Бродбент. "Олимпийские игры всегда сопровождаются стонами. Путин не самый лучший парень, однако сложно увязать нарушение прав человека с соревнованиями по керлингу".
"Так что Россия побеждает. Даже бродячих собак спас какой-то миллиардер. Все идет даже слишком хорошо. Слово американским бобслеистам", - заключает автор.
"Игры в Сочи - это последняя из реинкарнаций российской потемкинской деревни", - утверждает известный карикатурист Дэвид Хорси в статье для The Los Angeles Times.
Он напоминает историю о том, как любовник Екатерины Великой велел построить "переносную деревню, которую спускали на баржах вдоль Днепра по мере передвижения Екатерины", и замечает: "Многие историки сейчас полагают, что этот рассказ является скорее вымыслом", но "русские не раз пытались обмануть иностранцев, чтобы они думали, что дела обстоят лучше, чем в действительности".
Сейчас президент Путин потратил 50 млрд долларов на Олимпиаду, которая выглядит достаточно реалистично, но может оказаться такой же эфемерной, как потемкинская деревня, ибо маскирует "реальность застойной российской экономики, слабой судебной системы и недоразвитой демократии".
"Но, по крайней мере, в эти две недели мы все предпочтем видеть только потемкинскую деревню", - говорится в статье. В конце концов, Сочи - как и все другие города, принимавшие Олимпиаду, - всего лишь фон для действа, во время которого молодые спортсмены расширяют границы атлетического мастерства. От города только это и требуется - служить декорациями.
"Зимняя Олимпиада-2014: "сила шайбы" смещается на восток?" - вопрошает спортивный обозреватель Independent Крис Кентгес.
Возможно, Сочи - последний великий хоккейный турнир на Олимпийских играх: НХЛ подумывает запретить своим игрокам участвовать в Олимпиадах. Но что если это окажется на руку России?
Обозреватель напоминает: когда в 1998 году НХЛ разрешила своим хоккеистам участвовать в Олимпиадах, обнаружилось: там "качество хоккея выше, чем когда-либо наблюдалось на матчах НХЛ, где плохие команды могут достигать успеха благодаря системам, замедляющим темп игры". Олимпийский хоккей - триумф мастерства, скорости и красоты, полагает Кентгес.
Подробно разбирая ситуацию в сегодняшнем хоккее, попутно автор советует, за кого болеть на Олимпиаде. Он проводит параллель со скандалом вокруг Вуди Аллена. "Можете ли вы наслаждаться произведением искусства без оглядки на то, как вы относитесь к его автору? Тогда болейте за Россию", - пишет Кентгес. Если же "вы считаете, что золото в хоккее на льду восславит правление Путина", вспомните, как канадцы обошлись с русскими в Ванкувере.
Автор прогнозирует: если Овечкин и Россия одержат победу в Сочи, "статус российской лиги возрастет, и еще больше лучших игроков, возможно, переедут на Восток".
Статья о хоккеистах в Pais озаглавлена "Звезды России". Для русских "хоккей на льду" - это слова с большой буквы, замечает автор. На пресс-конференции российской сборной, в составе которой много звезд канадских и американских команд, был аншлаг.
"Россия не выигрывала "золота" с 1992 года, когда ее спортсмены еще выступали в составе сборной СНГ. Теперь на хоккеистов возлагают огромную ответственность", - отмечает автор. Выдержат ли они нервное напряжение, обусловленное сознанием того, что они играют на родине и вся страна требует их победы? Александр Овечкин заверил, что хоккеисты знают, как победить напряжение.
В Ванкувере Россия скатилась на 6-е место. "Но это уже в прошлом. Российская команда излучает мощь. Они хотят победить. В Сочи ее матчей ждут как настоящих праздников", - заключает автор.
Вторая статья в Pais называется "Загадка Плющенко".
Автор взвешивает шансы Плющенко на успех: "В пользу Царя говорят карьера, полная успехов, и многолетний опыт на крупных соревнованиях (он научился сохранять самообладание), а также невероятный послужной список - 7 европейских и еще 3 мировых титула". На другой чаше весов - "тело, истерзанное травмами, и программа: по словам знатоков, она недостаточно сложна, чтобы достичь вершины".
Корреспондент Die Zeit поговорил с директором независимого российского центра изучения общественного мнения "Левада-Центр" Львом Гудковым об Олимпийских играх в Сочи. Гудков считает, что церемония открытия была "чересчур пафосной и напрочь пропитанной устаревшей, почти что советской идеологией. Эта инсценировка должна была показать престиж страны, попытаться консолидировать ее, прикрыть коррупционные скандалы, связанные с Сочи". Но 38% россиян, прежде всего, связывают Олимпиаду с коррупцией, освоением и "распилом" огромных сумм из госбюджета, сообщил социолог.
Об интересе к Играм говорят лишь 23% россиян, 17% уверены, что они работают на улучшение имиджа Путина и российского политического руководства, и только 15% видят в них хорошее подспорье для развития курорта Сочи.
Критические публикации об Играх, коррупции и негативных сторонах жизни в России в мировой прессе социолог считает "полезными и продуктивными". Но то, как эту критику воспринимают, зависит от социального слоя. "В провинции, - говорит Гудков, - люди на самом деле верят, что критика исходит от врагов России и потому ее следует игнорировать. Они верят в антироссийский заговор, о котором им рассказывает путинская пропаганда. В крупных же городах есть полусвободный интернет и независимая пресса, и жители настроены более критично по отношению к Путину".
"Западные журналисты в значительной степени предавались тому, что можно назвать мелочными издевками над возможными недоработками России при подготовке к Олимпиаде. Но является ли это частью кампании в духе холодной войны?" - размышляет Фред Уэйр в The Christian Science Monitor , комментируя заявление Путина, переданное по ТВ, об "атавизмах теории сдерживания", применявшейся когда-то к имевшему мировые амбиции СССР.
Брюзжание некоторых западных журналистов по поводу качества номеров в отелях и питьевой воды звучит немного невежливо, допускает автор статьи, "но многие более существенные критические замечания - относительно вреда для окружающей среды, вездесущей охраны, превышения стоимости, некачественного строительства и дорогой и обременительной инфраструктуры, которая не будет использоваться после Олимпиады, - можно считать вполне обоснованными".
Автор вспоминает, что британские СМИ безжалостно критиковали официальную подготовку к Играм в Лондоне в 2012 году: "Предметом насмешек становилось все - от неуместности выбора Лондона как места проведения мероприятия до выбора олимпийского символа".
Игры в Сочи высветили для правозащитных организаций и журналистов серьезное столкновение ценностей, которое становится все более очевидным, но равносильно ли это западной кампании по "сдерживанию"? - говорится в статье.
"У нас идеологических противоречий на сегодняшний день практически нет - у нас есть фундаментальные, культурологические, - заявил Путин в интервью Russia Today. - В основе американского самосознания лежит индивидуалистическая идея. В основе российского - коллективистская (...) Понимаете, это немного разные философии жизни. И поэтому понять друг друга довольно сложно. Но можно".
Мари Жего в Le Monde обращается к одной из конфликтных тем в отношениях России с Западом, подогретых Олимпиадой.
"Накануне открытия Игр в Сочи российские власти распространили послание: все спортсмены и все болельщики будут желанными гостями, им не стоит бояться нового российского закона, предусматривающего штраф или тюремное заключение за "пропаганду гомосексуализма в присутствии несовершеннолетних", - пишет автор статьи.
"Мэр Сочи Анатолий Пахомов, в свою очередь, отметил, что гомосексуалисты будут желанными гостями, если не будут навязывать свои привычки другим. Мэр сказал о геях: "Это не принято на Кавказе, где мы живем. В нашем городе их нет". Но, по крайней мере гей-клуб в Сочи есть, он называется "Маяк", - продолжает журналистка, выражая убеждение, что клуб контролирует ФСБ.
Один из совладельцев клуба Андрей Таничев оспорил заявления градоначальника. "В Сочи, естественно, больше геев, чем в любом другом городе России. Исторически они приезжают сюда в отпуск. Мэру очень хорошо известно о том, что они есть, в том числе и в его администрации", - заявил Таничев в интервью телеканалу "Дождь".
С журналисткой побеседовал Владислав Славский, 17 лет, ученик выпускного класса, открыто объявивший о том, что он гей. По его словам, после принятия анигейских законов ситуация ухудшилась: "В отношении геев устраиваются ловушки. Например, кто-то приглашает меня на свидание, а когда я туда прихожу, сталкиваюсь с агрессией. Я хотел написать жалобу, но полицейские сказали, что они ничего не могут сделать. "Мы арестовываем только виновных", - вот что они мне сказали".
"В России третьего мандата Путина, занимающегося возвращением традиционных ценностей (автократия, православие, подчинение), представителей нетрадиционной сексуальной ориентации воспринимают в лучшем случае как больных, а в худшем - как извращенцев, - возмущается Мари Жего. - Это презрительное отношение зародилось в тюремной среде. Пассивных геев там называют "опущенными" и унижают любыми доступными способами. В армии и в тюрьме изнасилования обходят молчанием. Активных гомосексуалов не трогают. "На зоне ты бы стал девочкой", - написал один из гостей на странице Владислава в сети "ВКонтакте".