Франциск избегал выпадов в адрес православного мира и имперской политики Москвы и был премирован исторической встречей в Гаване, пишет Сандро Маджистер в статье, опубликованной в еженедельнике L'Espresso.
"Встреча с Патриархом Кириллом в аэропорту Гаваны - прекрасная иллюстрация геополитики Папы Франциска. Он обходит препятствия, не борясь с ними. Он отдает приоритет контактам между человеком и человеком, как в полевом госпитале, где никто не ждет, пока закончится война", - пишет журналист.
На Украине, на Ближнем Востоке идут войны, и Россия играет в них главную роль. Но для Франциска объятия с Патриархом Московским и Всея Руси как свидетельство мира стоят больше, чем внимание к католическому населению этих регионов. Украина, в данном случае, показательна, считает автор. Для РПЦ это место рождения, но она там ощущает себя осажденной миллионами "униатов", а католики, со своей стороны, видят врага и захватчика в православной России.
Франциск делал все, чтобы не обидеть Патриарха Московского и имперскую политику Владимира Путина, сея тем самым разочарование среди епископов, священников и приверженцев католической церкви в этом регионе. Папа поддержал предложение Кирилла о проведении встречи на Кубе, названной "нейтральной" страной. "На самом деле, - пишет автор, - в этой стране нет ничего нейтрального, как нет и свободы. Куба входит в десятку стран мира, в которых насчитывается наибольшее число политических заключенных. Кубинцы тысячами продолжают бежать из страны".
Между тем, пишет журналист, когда Папа Франциск в сентябре прошлого года посещал Кубу, он не произнес ни одного слова в память о тысячах беглецов, потонувших в море, не произнес ни одного слова в поддержку политических заключенных. Сегодня известно, что встреча с Кириллом на Кубе тогда уже была в повестках дня обоих иерархов, не говоря уж о встречах с Раулем Кастро и Путиным.
Что касается позиции Святого Престола по Ближнему Востоку, то она не нейтральная и совершенно четкая. И такой она стала после того, как Путин, не нанося ударов по ИГИЛ, укрепил свою лидирующую роль на шиитском проасадосвском фронте, - в широких кругах Русской православной церкви это называют "священной войной".
"Ватиканская дипломатия, - поясняет автор, - теснее связана с доминирующей в Иране шиитской осью, особенно после достижения соглашений по ИЯП, чем с суннитским миром, величайшим руководящим центром которого является Каирский богословский университет "Аль-Азхар", который пять лет назад прервал отношения с Римом". А тем временем на Алеппо падают российские бомбы, благословленные Патриархом, столь дорогим понтифику Рима, пишет Маджистер.