Что делать после того, как вы поставили всего Чехова? Можно ли найти у него еще что-нибудь?
Этот вопрос мучил многих театральных режиссеров. Несмотря на то, что Чехов считается мастером рассказа и одним из основателей современной драмы, он умер сравнительно молодым и успел написать всего четыре пьесы, признанные великими произведениями.
Амбициозные театральные труппы часто обращаются к Чехову, потому что его в пьесах особое внимание уделяется внутреннему конфликту, и актерам и режиссерам интересно решать такие задачи. Многие театры решают, что надо поставить все его шедевры: "Вишневый сад", "Дядя Ваня", "Три сестры" и "Чайку".
Вот уже почти сто лет режиссеры и исполнители пытаются выжать из Чехова еще что-нибудь. Некоторые обращаются к его ранним, менее известным пьесам. Другие адаптируют для сцены его рассказы.
Роберт Брустейн, художественный директор Американского репертуарного театра, расположенного в Кембридже, штат Массачусетс, придумал собственную чеховскую постановку.
"Чехов - настолько оригинальный писатель, и он так мало написал, что люди театра естественно обращаются к его неизвестным произведениям, чтобы добавить их к канону", - сказал Брустейн.
В конце 1880-х молодой врач Чехов подрабатывал, создавая огромное количество простых одноактных фарсов и глупых водевилей в жанре социальной сатиры.
Брустейн взял три таких пьесы и собрал из них "Три фарса и похороны", премьера которых состоится в воскресенье. К ним он добавил короткую пьесу своего собственного сочинения о Чехове на смертном одре в 1904 г. в возрасте 44 лет.
В паузы Брустейн вставил выдержки из сотен писем, которые Чехов писал актрисе и своей будущей жене Ольге Книппер. Она играла в постановках его произведений по всей России, он же не мог разделить с ней ее славу, поскольку, больной туберкулезом, был вынужден уехать из Москвы и поселиться в Ялте на берегу Черного моря, в месте с более мягким климатом.
В характере Чехова есть смешная, озорная сторона, не вошедшая в его артистический образ. Он был недоволен этим образом и утверждал, что даже самый известный из современных постановщиков его пьес, Константин Станиславский, не смог понять их юмор и превратил их в жалостные трагедии.
Однажды Чехов сказал: "Я полон сюжетов для водевилей, как недра Баку нефтью". В центре первого из представленных Брустейном фарсов, в "Предложении" - нервный землевладелец, намеревающийся жениться на любящей поспорить соседке. Вторая пьеса называется "Медведь", в ней коммерсант пытается получить назад долг у молодой вдовы, и в конце концов дело доходит до дуэли. В "Свадьбе" генерал, прилашенный на свадьбу для того, чтобы повысить ее статус, оказывается всего лишь морским офицером невысокого звания в отставке. Все три пьесы являются клоунскими фарсами с глупыми ситуациями, странной одеждой, персонажами, которые ревут, квохчут и лают, как животные.
Все это Брустейн заканчивает своей версией сцены у смертного ложа, скетчем, названным "Чехов на краю". Предполагается, что Чехов понимал всю парадоксальность ситуации, когда великому таланту дается такая короткая и тяжелая жизнь.