Оптимист, но без иллюзий. Он хочет спасти правительство своего союзника и бывшего соперника Шарона и избежать досрочных выборов, поскольку придает уходу из Газы фундаментальное значение: "Для коалиции это будет самым опасным моментом". Он испытывает доверие к Абу Мазену и отказывается от скептического мнения относительно его способностей остановить терроризм: "Решать - это не удовольствие, но он покажет себя". Он называет палестинские выборы самими демократичными из всех, когда-либо проводившихся в арабском мире.
Шимон Перес все начинает заново в возрасте 81 года и после 45 лет в политике. Со вчерашнего дня он - ключевая фигура в новом правительстве национального единства. Переса не волнуют интриги: "Что вы хотите, я провел половину своей жизни в большинстве, а вторую половину - в оппозиции. И теперь я чувствую себя и тем и другим". В своем офисе в Тель-Авиве, в окружении молодых и красивых сотрудниц, лидер Партии труда выглядит отрешенным. Но политика - это его жизнь, и уже при первом вопросе CORRIERE DELLA SERA его взгляд загорается, отражая волю, любопытство и иронию. "В Кнессете я себя чувствую, как будто бы я снова в убежище".
Убежище, которое кажется хронически нестабильным. Премьер, представляющий правые силы, покинутый половиной своей партии, поддерживаемый левым большинством. Как может существовать такая коалиция?
- Проблема не в коалиции и даже не в Шароне, а в его партии "Ликуд".
- Нет ли опасности краха и новых выборов?
- Мир стоит дороже выборов, и потом я не думаю, что правительство падет. Почему? Есть и другие возможные партнеры: религиозные партии или светские представители "Шинуй". Одни исключают других.
- Но опасность будет носить перманентный характер.
- Думаю, Шарону удастся избежать окончательного раскола в его партии.
- Первый сценарий, вызывающий содрогание. Начинается уход из Газы, и поселенцы начинают восстание. Вы не боитесь гражданской войны?
- Острые эпизоды - да, но война - нет. Если они воспользуются оружием, они потеряют поддержку, которая у них сейчас есть.
- Вы говорите как оптимист.
- Я чувствую, что 2005 год будет годом больших возможностей, которые не стоит упускать. Палестинцы продемонстрировали важное доказательство приверженности демократии. В воскресенье ни разу не было применено оружие, в отличие от того, что нам предстоит увидеть на иракских выборах. Абу Мазен был избран подавляющим большинством. В ближайшее время он подтвердит Абу Алу на должности главы правительства. Эта два серьезных человека, с которыми я хорошо знаком. Я верю в их намерение разоружить террористов.
- Абу Мазен отказывается от насильственных действий и хочет превратить экстремистов "Хамас" и другие группы в политические партии. Вы думаете, что ему удастся решить эту задачу?
- В том, что он хочет этого, я уверен, а сможет ли - посмотрим. Навязать закон и порядок сложно, но это его долг. Я часами беседовал с Арафатом, чтобы убедить его в том, что необходимо действовать, как это делал Бен Гурион, чтобы взять под контроль фракции, возникшие при образовании государства Израиль. Но он меня не слушал.
- Вы полагаете, что Арафат побуждал террористов к действию?
- Не думаю, чтобы он подталкивал их к совершению терактов, но он не отдавал приказа остановить их.
- После его смерти произошли какие-то изменения?
- За 60 дней изменилось многое. Выборы прошли в мирной обстановке, без инцидентов, люди продемонстрировали намерение воспользоваться своим правом.
- Второй страшный сценарий. Крупномасштабный теракт против Израиля. Вы будете обвинять Абу Мазена?
- Все будет зависеть от того, что он сделает для нейтрализации террористов.
- Палестинцы говорят, что хотят, чтобы уход из Газы стал частью "Дорожной карты", а израильские поселения затем были выведены и с Западного берега реки Иордан. Согласны?
- Уход произойдет не автоматически. Я, в отличие от Шарона, придерживаюсь более продвинутых позиций, но проблема заключается в том, чтобы начать действовать. Лучше посредственный план, поддерживаемый большинством, чем блестящий план без поддержки большинства.
- Но вы продолжаете верить в "Дорожную карту"?
- "Дорожная карта" - это путь. Нам нужен автомобиль, чтобы продвигаться вперед.
- Вы думаете, Шарон сядет в автомобиль? Он так изменился за последние годы?
- Людей меняют обстоятельства, а не наоборот.
- У кого больше проблем, по вашему мнению, у Шарона или у Абу Мазена?
- Проблемы Шарона нам уже известны, а проблемы Абу Мазена пока нет.
- На конференции в Лондоне 1 марта будет обсуждаться вопрос о реформах и экономической помощи палестинцам, но Израиль не примет участия в этой конференции.
- Когда принималось решение о неучастии, меня там не было. Я был в оппозиции.
- Вы знаете, что может сделать Европа?
- Она оказала большую помощь палестинцам в проведении выборов. Теперь она может им помочь, поддерживая реформы. Модернизация приводит к демократии. Институты по созданию экономической самостоятельности более полезны, чем финансовая помощь. Следует избегать того, чтобы помощь, которую чаще всего собирают бедные слои населения в богатых странах, оказалась в руках богатых в бедных странах.
- Вы продолжаете мечтать о новом Ближнем Востоке?
- Да, и уверен, что следует создать тройку, которая была бы прочно связана с Европой, между Иорданией, палестинской администрацией и Израилем.
- Председатель Перес, вы никогда не задумывались над своими ошибками? В 1996 году, например, вы могли победить на выборах, но проиграли.
- Побеждать иногда означает идти на многие компромиссы, о которых потом и не вспоминаешь, потому что победил.