Когда в прошлом году канцлер Германии Герхард Шредер назвал Владимира Путина "демократом", слушатели с трудом смогли сдержать смех.
Между тем эксперты в сфере энергетики, европейские политики и дипломаты убедились в том, что зависимость Германии от российских энергоресурсов растет, и это влияет на внешнюю политику Шредера.
"Шредер никогда не говорит о нарушениях прав человека в Чечне или о вмешательстве Путина во внутренние дела Украины, - утверждает Фридберт Флугер, депутат парламента от оппозиционного Христианско-демократического союза. - Есть подозрения, что на позицию Шредера влияют нефть и газ".
Усиливавшийся авторитаризм Путина во внутренней политике и по отношению к государствам-соседям вызывает озабоченность и заставляет европейские страны пересмотреть свои отношения с Россией.
Правительства Франции и Великобритании громче всех выражают беспокойство, что возрастание роли Москвы, как поставщика энергоресурсов, не только для Германии, но и для всей Европы становится источником экономической и политической опасности для всего континента.
"Запасы нефти в Северном море иссякают, Франция закрыла свои угольные шахты, и вскоре Европа окажется в полной зависимости от поставок энергоресурсов из других регионов мира, и в особенности - от поставок российского газа, и это тревожит", - считает высокопоставленный представитель французского правительства.
Хотя некоторые эксперты считают, что беспокойство Франции по поводу растущей зависимости от России не служит оправданием для развития французской программы атомной энергетики, многие из них соглашаются, что Германия становится слишком зависима от России. Уже сегодня Германия импортирует из России 35% своей нефти и 40% газа, больше чем какая-либо другая европейская страна. По оценкам экспертов, по мере того, как запасы нефти и газа в Европе будут иссякать, Германия увеличит импорт энергоресурсов из России до уровня 60-70% к 2020 году.
Шредер и другие лидеры Германии не принимают во внимание опасения, которые высказывает Франция, и не меняют свою политику. "Шредер считает, что Ближний Восток останется нестабильным регионом, и поэтому на него нельзя рассчитывать как на надежный поставщик энергоресурсов, - говорит Фрэнк Умбах, немецкий эксперт в вопросах внешней политики. - Кроме того, Шредер сотрудничает с Путиным, потому что между ними установились хорошие отношения, а также Шредера вынуждает к этому то давление, которое оказывает на канцлера Германии немецкое энергетическое лобби".
Немецкий "Рургаз" является крупнейшим иностранным акционером российской компании "Газпром". Дочернее предприятие компании BASF, компания Wintershell также сотрудничает с Россией и планирует начать добывать газ в Западной Сибири и нефть в российском секторе Каспийского моря.
Чиновник Министерства экономики Германии признает: "Мы очень сильно полагаемся на Россию и знаем, что это вызывает беспокойство Европейского союза. Но ведь энергоресурсы импортирует не правительство, а частные компании".
Некоторые эксперты не видят никакого риска в том, что Германия покупает российский газ, и считают, что Россия находится не в меньшей зависимости от Германии, желая продать свои энергоресурсы.
"Русские в течение 30 лет являются надежными поставщиками, - говорит Роланд Гец из берлинского Института международных отношений и проблем безопасности. - И если они перекроют "нефтяной и газовый кран" либо пригрозят это сделать, это дискредитирует репутацию русских, как поставщиков".
Джонатан Штерн из оксфордского Института по исследованию энергии согласен с этим: "Мы слишком зацикливаемся на нашей зависимости от поставок энергоресурсов. Сегодня перебои с поставками могут быть вызваны, скорее, причинами технического характера, такими, как сильные морозы в Сибири, чем политическими событиями".
Между тем оппоненты Шредера отмечают, что в случае необходимости Германия не сможет быстро найти альтернативу российским энергоресурсам, так как для этого придется создавать новую инфраструктуру, нефте- и газопроводы.
А искать такую альтернативу нужно, учитывая привычку Москвы оказывать давление на соседние государства. Люди, несогласные с политикой Шредера, считают, что Германия должна импортировать энергоресурсы из разных регионов. Другие призывают Берлин пересмотреть свой план отказаться к 2020 году от использования атомных электростанций и последовать примеру Франции и Финляндии, которые стали вновь инвестировать в свою атомную энергетику.