Вечером 30 декабря 2014 года, едва две дюжины зрителей уселись в зале московского театра, чтобы посмотреть фильм о конфликте на Украине, в зал вошли полицейские и съемочная группа с телевидения, повествует в своей статье, опубликованной в Newsweek, Блэр Э. Рубл, вице-президент Woodrow Wilson International Center for Scholars (США). "Они заявили, что есть угроза взрыва бомбы, и попросили всех эвакуироваться из помещения", - говорится в статье.
Полицейские проверили документы у всех зрителей и записали их данные, а также потребовали, чтобы они ожидали в "тюремных фургонах", припаркованных снаружи. "Когда полицейских спросили, разумно ли тратить 45 минут на эвакуацию людей с места возможного взрыва, полицейские начали менять свои объяснения, даже не пытаясь создать видимость правдоподобия", - говорится в статье.
"В итоге три человека из числа тех, на ком держится жизнь "Театра.doc", - Максим Курочкин, Стас Губин и Сева Лисовский, - были препровождены в ближайшее отделение полиции для допроса", - говорится в статье.
Всех троих отпустили еще до рассвета. Но при обыске полиция уничтожила многие декорации к постановкам театра.
По словам автора, эта история - лишь очередной эпизод "все более агрессивной игры в кошки-мышки" между московскими властями и "Театром.doc", которая началась осенью прошлого года. Угрожая закрыть театр, повышая арендную плату и вынуждая к переселению в другой район, власти четко дают понять, что хотят, чтобы крохотный театр куда-то убрался.
Обыск 30 декабря особенно настораживает, так как в тот же вечер у полиции было много других хлопот: она арестовала без малого 300 человек из нескольких тысяч демонстрантов, которые собрались, чтобы протестовать против приговора Алексею Навальному.
Почему же правительство Путина страшится крохотного театра?
Рубл тут же разъясняет: "Театр.doc", основанный в 2002 году, быстро стал центром "новой русской драмы".
Собственно, в нулевые годы в России появились десятки театров. Около десятка молодых драматургов привлекли к себе внимание в мире: их пьесы переведены на несколько языков и поставлены в Лондоне, Вашингтоне и других мировых театральных центрах.
"Россияне, опираясь на британскую традицию так называемого "нахального" театра, сделали этот жанр своим. Отличие от европейских постановок документального театра в том, что российские драматурги и режиссеры смогли распознать трансцендентальные моменты - вкрапления человечности, которые возвышают их истории, делают из них нечто большее, чем, казалось бы, приземленные сюжеты об изнасилованиях, грабеже, преступности и коррупции", - говорится в статье.
Затрагивая такие табуированные темы, как дело Магнитского и трагедия на Восточной Украине, "Театр.doc" стал заметным голосом взвешенной критики в адрес режима. "А режим, похоже, испытывает аллергию на все, что не может контролировать", - говорится в статье.
Международное театральное сообщество считает русский театр одним из самых новаторских театров нынешнего времени. Но эта известность делает труппы вроде "Театра.doc" особенно уязвимыми к натиску тех, кто защищает нравственный императив в его путинском понимании.
Важность "Театра.doc" подчеркивается и локальными историческими аспектами его истории, пишет автор. В ХХ веке "Москва была свидетельницей самых ядовитых болезней человечества, которые приобретали экстравагантный масштаб, недоступный рациональному пониманию", отмечает он, упоминая об арестах, казнях и предательствах.
"Театр.doc" находится вблизи Патриарших прудов и квартиры Михаила Булгакова. Произведения Булгакова приобрели оттенок фантастики, которая в итоге поссорила его со сталинским режимом, пишет автор. Патриаршие пруды в глазах иностранцев - очаровательный район с дорогой недвижимостью, но для сведущих москвичей это место, где в город явился дьявол, булгаковский Воланд.
В понимании этих москвичей "Театр.doc" находится в самом центре квартала, существующего в "мифическом пятом измерении", говорится в статье. Театр - звено в продолжающейся конфронтации искусства и власти. Принуждая труппу переселиться в другой район, власти продемонстрировали, что тоже сознают и ценят символическое значение театра, считает автор.
Автор заключает: обыск в "Театре.doc" затрагивает нечто намного более масштабное, чем судьба маленького театра, о котором ничего не знают 17-18 млн москвичей. "Театр.doc" символизирует верность правде и красоте, подкрепленную международным признанием и дополненную важными последствиями в этом конкретном месте перед лицом хищного и порочного режима", - говорится в статье.
Политологи жарко спорят, что собой представляет путинская Россия - возврат в советские времена, авторитарный националистический режим или клептократию?
"Но Россия часто бросает вызов рациональному рассудку, который стремится все классифицировать. Когда в зимней темноте идешь на спектакль "Театра.doc", возникают другие мысли, гораздо теснее связанные с улицами этого квартала. По Москве снова бежит вприпрыжку Бегемот, булгаковский гигантский злокозненный черный кот", - так автор завершает свою статью.