"Все имеет свои последствия, и злоупотребление России антизападной риторикой привело к тому, что после крупной террористической атаки она уже не может, как прежде, взывать к товарищеским чувствам", - комментирует Марк Адоманис реакцию официальной Москвы на теракт в редакции французской газеты Charlie Hebdo. Статью публикует The Moscow Times.
Именно это Кремль, по его словам, и попытался сделать: "Исламский терроризм - это главный пункт в неуклонно сокращающемся списке вопросов, по которым Россия и Запад в целом сходятся во мнениях, (...) поэтому совершенно закономерно, что Кремль как следует постарался напомнить Западу: каковы бы ни были его собственные проступки, когда дело касается борьбы с "Аль-Каидой", они [Россия и Запад] в одном окопе. Аргументация такая: "Можете говорить про нас что угодно, но мы по крайней мере не режем людям головы".
"Загвоздка вот в чем, - продолжает Адоманис. - В последний год Кремль с таким бесшабашным самозабвением давил на кнопку "антизападная риторика", что не до всех дошла мысль, что Запад снова России друг". Этим автор объясняет ряд "куда менее приятных" высказываний по поводу теракта, в частности публикации в некоторых "государственных СМИ", согласно которым за расстрелом журналистов стоит ЦРУ или некие "иные силы", желающие наказать президента Франции Франсуа Олланда за возражения против направленных на Россию санкций.
"Путин сейчас и хотел бы быстренько развернуться и сказать: "Слушайте, сойдемся на том, что Украина слегка отбилась от рук, а наши настоящие враги - это люди вроде тех, кто убил всех этих журналистов". Хотел бы, но в практических возможностях сделать это он крайне ограничен", - считает Адоманис.
"Иными словами, - продолжает он, - внешняя политика Кремля и сопутствующая ей медийная стратегия могут быть в целом направлены на то, чтобы подчеркнуть точки соприкосновения страны с Западом и их общие интересы - "Аль-Каида" всех нас считает неверными, так что нужно держаться вместе. Или же его политика может иметь целью сознательное подчеркивание уникальных евразийских свойств страны: "Европа в упадке, она охвачена коррупцией и вымирает, поэтому следует агрессивно защищать фундаментальные христианские ценности". Но это две взаимоисключающие стратегии".
"Попытки проводить их одновременно, как это сейчас делает Россия, на первый взгляд могут показаться тщательно продуманными и дальновидными, как будто у России имеется какой-то тщательно продуманный план, который она искусно претворяет в жизнь. Но это не так. Одновременно ругать Запад скопищем нравственных вырожденцев и напоминать ему о тесном союзничестве в борьбе с терроризмом - это просто полнейшая непоследовательная чушь", - заключает колумнист.