Новые данные, представленные в Litvinenko Justice Foundation в Лондоне, наводят на мысль, что Александра Литвиненко "могли убить, дабы он не смог дать показания о связях Владимира Путина с российской организованной преступностью", пишут в своей статье в The Guardian президент Litvinenko Justice Foundation (Лондон) Алекс Гольдфарб и журналистка Анастасия Кириленко.
По словам авторов, испанский прокурор говорит, что договорился о том, что показания Литвиненко будут заслушаны в ноябре 2006 года - это должно было произойти через неделю после того, как Литвиненко выпил смертельную дозу полония-210 в Лондоне. "Хосе Гринда Гонсалес, расследовавший деятельность российской мафии в Испании, сказал, что решил допросить Литвиненко после того, как узнал "от коллег", что у Литвиненко есть информация о связях гангстеров с высокопоставленными членами российского правительства", - говорится в статье.
На дознании по делу о смерти Литвиненко, которое состоялось в Лондоне, полицейские заявили, что, оказавшись в больнице, Литвиненко отменил свою поездку в Мадрид. "В то время казалось, что эта поездка была элементом его продолжавшейся работы на британские и испанские спецслужбы. Но намек на то, что он планировал встретиться с сотрудниками прокуратуры в качестве официального свидетеля, придает новую важность этой поездке, которая так и не состоялась", - считают авторы.
"Возможно, это объясняет, почему его убили, как представляется, столь поспешно, задействовав безрассудных и упорных киллеров-любителей", - пишут авторы.
Как Кремль узнал, что Литвиненко планирует встречу с испанским прокурором? По словам автора, о его поездках в Испанию знали только его жена и ближайшие друзья, но даже им не было известно, зачем он туда ездит.
"Однако, согласно данным, предоставленным дознанию, Андрей Луговой был полностью в курсе того, что делал Литвиненко. Собственно, этот экс-сотрудник спецслужб должен был в ноябре сопровождать Литвиненко и встретиться в Мадриде с "его партнерами". Луговой знал, что Литвиненко работал против российской мафии в Испании: он сам это сказал в интервью сразу после убийства", - пишут авторы. (В статье приведена ссылка на заявление Лугового на пресс-конференции 31 мая 2007 года. - Прим. ред.)
"Невообразимо, чтобы без согласия своих британских и испанских кураторов Литвиненко поведал Луговому о своих намерениях. Следовательно, Лугового можно справедливо назвать двойным или даже тройным агентом", - пишут авторы.
"По-видимому, его повелители в Москве предпочли "спалить" его вместо того, чтобы внедрить в испанское расследование. Это подкрепляет доверие к теории, что устранение Литвиненко было для Кремля крайне срочной задачей", - говорится в статье.