Делать деньги на торговле воздухом хотели бы многие министры финансов. Но вот в России и на Украине главы экологических ведомств всерьез собираются в ближайшее время начать торговлю воздухом. Основанием для этого служат договоренности, достигнутые на конференции по сохранению климата в Киото и получившие свое развитие на недавней конференции в Бонне. Статья 17 протокола конференции предоставляет подписавшим его странам право продажи квот на выбросы в атмосферу ?парниковых газов?.
Согласно этому документу Россия и Украина взяли на себя обязательство сохранить объем выбросов на уровне 1990 года. Однако тяжелый промышленный кризис в обеих странах привел к его существенному сокращению: в России ? на 35 процентов, а на Украине ? на 54 процента по отношению к 1990 году. В соответствии все с тем же протоколом эти страны имеют право как увеличить объемы выбросов в атмосферу, иначе называемых ?горячим воздухом?, так и продать часть своих квот другим странам. Тем самым они получают хорошую возможность извлечь прямую финансовую выгоду из киотских соглашений.
За десять лет продолжающегося кризиса в промышленности и сокращения объемов выбросов Россия и Украина превратились в крупнейших потенциальных продавцов неиспользованных квот. Однако, многомиллиардная сделка по продаже ?горячего воздуха? находится под угрозой, и сорвать ее могут США, один из крупнейших возможных покупателей. Пока Соединенные Штаты категорически отказываются ратифицировать достигнутые в Киото договоренности, ставя тем самым под вопрос и целесообразность их ратификации для России.
?World Wide Fund For Nature? (WWF) жестко критикует ничем не ограниченную торговлю ?горячим воздухом?, обосновывая это тем, что при перепродаже квот общее количество выбросов в атмосферу не уменьшается, тогда как в целях охраны окружающей среды надо думать о сокращении поступления в атмосферу углекислого газа.
Согласно Киотскому протоколу торговля квотами является ?дополнением к принимаемым страной мерам по сокращению выбросов в атмосферу углекислого газа?. Но он не поясняет, что подразумевается под словом ?дополнение?, то есть отдельные страны, в худшем случае, могут вообще не принимать никаких мер, а только откупаться от своих обязательств по сокращению выбросов ?парникового газа?.
Думая в первую очередь о своей собственной выгоде, Москва не особенно радуется тому, что нынешней редакцией соглашения предусматривается финансирование мероприятий по сохранению климата не только индустриально развитыми странами, но и странами с переходной экономикой, в том числе государствами бывшего социалистического лагеря. По этому положению Россия должна внести в так называемый ?компенсационный фонд? 80 миллионов долларов, чтобы поддержать проекты по сохранению климата в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Из этого же фонда впоследствии Россия могла бы получить финансовую поддержку для собственных проектов, но не более десяти процентов от внесенной суммы. Руководитель московского представительства WWF Алексей Кокорин полностью исключает возможность утверждения российскими парламентариями выплат из государственного бюджета в размере 80 миллионов долларов на поддержку проектов по сохранению климата.