Американские ученые оспаривают результаты британского исследования ДНК, согласно которым тела, найденные в братской могиле, принадлежат членам царской семьи.
Судьба российской царской семьи вчера вновь стала предметом споров, поскольку ученые подвергли сомнению результаты проведенного британцами анализа ДНК костей, найденных в братской могиле.
Одна из самых захватывающих детективных историй прошлого века предположительно закончилась в 1998 году, когда российское правительство официально объявило, что кости принадлежат Романовым, казненным большевиками в 1918 году.
Но на седьмой Международной конференции по исследованиям ДНК в Брибейне, которая пройдет на этой неделе, ученые из Стэнфорда выступят с докладом, подвергающим сомнению анализ, проведенный экспертами британского министерства внутренних дел.
Д-р Питер Гилл и его коллеги из управления судебно-медицинской экспертизы провели генетический анализ, используя образцы крови принца Филипа и других родственников Романовых, и в 1993 году заявили, что "практически без сомнений" доказано: полуистлевшие кости, найденные в могиле в Екатеринбурге в июле 1991 года, являются останками царя Николая II и членов его семьи.
Останки доставил в Британию Павел Иванов из Российской академии наук, и Гилл пришел к выводу, что пять из девяти скелетов с вероятностью 99% принадлежат царю, царице и трем их дочерям.
Но д-р Алек Найт, который вел исследование совместно с коллегами из Стэнфорда, Российской академии наук, Университета восточного Мичигана и национальной лаборатории Лос-Аламос, заявил: "Наша группа располагает данными, опровергающими выводы о принадлежности останков российской царской семье".
Найт и его коллеги подвергли результаты сомнению, отметили "нарушения процедуры экспертизы" и провели независимый анализ ДНК сохранившегося пальца покойной великой княгини Елизаветы, сестры царицы Александры, одной из жертв 1918 года.
После вскрытия в 1982 году захоронения Елизаветы в Иерусалиме ее палец хранится в Нью-Йорке в раке дома у епископа Энтони Граббе, президента ныне распущенного Православного палестинского общества. Результаты анализа тканей пальца не соответствуют ДНК царицы, данные о которой сообщил Гилл.
Хотя поездку Найта финансировала Российская экспертная комиссия за границей (группа ученых, подвергающих сомнению принадлежность останков), он утверждает, что его эксперименты были независимыми.
"Комиссия не финансирует анализы ДНК и не занимается наукой, - сказал он. - Мне просто купили билет на самолет и предоставили образец. Комиссия не контролировала мою работу".
Найт утверждает, что результаты британского министерства внутренних дел были слишком хороши, чтобы быть правдой, и сомневается, что ученые могли получить такие длинные цепочки ДНК из старых костей, которые более 70 лет пролежали в мелкой и мокрой земляной могиле.
"Насколько мы знаем сегодня, кости подверглись заражению", - заявил Найт, сославшись на данные о том, что к образцам костей примешалась свежая, менее разрушенная ДНК человека, который занимался образцами. Это заявление оспаривает Гилл.
У экспертов нет единого мнения по поводу сохранности ДНК. Д-р Петер де Нийфф, возглавляющий лабораторию судебно-медицинских исследований ДНК в Лейденском университете, считает исследование Гилла-Иванова "неправдоподобно солидным".
Но д-р Том Парсонс из Военной лаборатории идентификации ДНК в штате Мериленд установил, что крупные фрагменты ДНК могут выжить.
Найт заявил: "Мы обнаружили в деле несоответствия и нарушения, а результаты, основанные на анализе ДНК, представляются невероятными. Мы ставим под сомнение не честность д-ра Гилла и д-ра Парсонса, а скорее действия российских представителей, в ведении которых находились все образцы. Они действовали в обстановке секретности и обмана, давали образцы в лаборатории разных стран, участвовали в анализе, писали доклад об идентичности останков, а затем голосовали по этому докладу".
Д-р Кевин Салливан, специалист по стандартам из Управления судебно-медицинской экспертизы и один из участников британского исследования, заявил: "Мы, безусловно, уверены в своих результатах, которые были воспроизведены и подтверждены двумя независимыми лабораториями, признанными во всем мире. Мы сделали вывод о том, что останки принадлежат семье Романовых, поскольку они соответствовали ДНК живых родственников царя и царицы по материнской линии, включая принца Филипа, проанализированной после получения результатов исследования костей".
Он добавил: "Результаты, полученные в ходе исследований тканей пальца, отличаются от ДНК принца Филипа, а это означает, что палец, возможно, не принадлежит великой княгине Елизавете или другому родственнику по материнской линии".
Результаты исследований, проведенных в Стэнфорде, были впервые опубликованы в журнале Annals of Human Biology за январь/февраль, но тогда против них выступил Гилл, заявивший журналу Science, что исследование Найта является "политизированным".
Однако Найт утверждает, что после публикации в Annals появились новые данные, подтверждающие правоту его группы. "Оскорбления, которые д-р Гилл бросает в наш адрес, не укрепляют его слабую позицию".