Два месяца назад Россия и Китай заблокировали усилия в ООН, нацеленные против иранской ядерной программы. В знак уважения к позиции России и Китая США и ЕС согласились дать дипломатии еще один шанс, хотя Иран и отверг предыдущие попытки переговоров. Вчера президент Ирана Махмуд Ахмадинежад снова отверг мысль о переговорах. "Иранский народ не отступит ни на йоту на своем пути к реализации всех своих прав, включая полное право на атомную программу", - заявил он, в то время как главный переговорщик Ирана по ядерным вопросам отклонил европейский пакет политических и экономических "пряников", который включает доступ к гражданским атомным технологиям.
Для Китая и даже в большей степени для России настал момент истины. Обе страны дорожат своими местами за ведущим мировым столом: обе являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, а на этих выходных в России состоится саммит "большой восьмерки" самых богатых стран мира. Однако глобальное лидерство сопряжено с обязанностью со всей серьезностью подходить к решению глобальных проблем, из которых ядерное распространение является одной из самых неотложных. Если Иран не готов приостановить свою ядерную программу в обмен на экономические и политические "пряники", тогда он должен познать "кнут" санкций ООН.
Иран получил последнее европейское предложение пять недель назад, и его призывали принять его до начала саммита G8 на этих выходных. Вчера, отказываясь делать это, Иран сослался на неоднозначные моменты в предложении и пожаловался, что стране не предоставляют никаких гарантий. Однако ни одно из этих оправданий не убедительно. Если в тексте имеются двусмысленные положения, Иран мог затребовать пояснений в течение прошедшего месяца или на вчерашних четырехчасовых переговорах с комиссаром ЕС по внешней политике Хавьером Соланой. Что касается гарантий, европейский пакет будет утвержден резолюцией СБ ООН, а за его реализацией будет следить МАГАТЭ.
Оправдания Ирана нацелены лишь на то, чтобы выиграть время для его программы обогащения урана. Сейчас Китай и Россия должны решить, готовы ли они терпеть эти проволочки и далее. И собирается ли Путин, как принимающая сторона саммита G8 в Санкт-Петербурге в эти выходные, внести какой-либо вклад в разрешение иранского ядерного кризиса? Или вместо этого он будет затягивать его?