Год назад началась вторая война в Ливане. Жители города Метулла, расположенного на "синей линии", выражают опасения и гнев
"Внимательно посмотрите по ту сторону границы: "Хизбалла" снова подняла свои флаги. Это значит, что она все еще там, и в любой момент все может взорваться". Как и большинство жителей Метуллы (небольшого израильского городка на границе с Ливаном), Джеки Хамо убежден, что война лета 2006 года была только началом. И что в этом деле замешана Сирия. "Это неизбежно, - продолжает он. - Что бы ни говорил Эхуд Ольмерт, мы не разгромили "Хизбаллу". Эльдад Регев и Эхуд Гольдвассер, два израильских солдата, похищенные12 июля 2006 года боевиком шиитской группировки, так и не были освобождены. Как, по-вашему, может сохраняться спокойствие? Да, конечно, UNIFIL встал между нами, но неужели европейские солдаты дадут себя убить, чтобы защитить Израиль?"
"Я этого больше не вынесу"
Такое чувство испытывает большинство израильтян, рассеянных вдоль "синей линии", отделяющей еврейское государство от Страны кедров. Они тем более обеспокоены, что, несмотря на обещания правительства, только треть из 2800 подземных бомбоубежищ были приведены в порядок, хотя во время прошлогоднего конфликта они уже были в плачевном состоянии. "Бункеры были отремонтированы благодаря американским еврейским организациям, взявшим дело в свои руки, - вздыхает Нехама Фассуто, мать семейства, проведшая большую часть лета 2006 года на десятиметровой глубине, в бомбоубежище с засорившимися туалетами, без электричества и водоснабжения. - Если вдруг когда-нибудь начнется новый конфликт, я больше не вынесу таких мук. Я уеду за границу, потому что я по горло сыта пренебрежительным отношением наших политиков к гражданам этой страны".
Тем не менее, за год все объекты инфраструктуры, поврежденные 4000 ракет "Хизбаллы", были приведены в порядок. Что касается тысяч жилых домов, пострадавших от бомбардировок из Южного Ливана, 90% были отремонтированы. За государственный счет.
Сразу же были выделены значительные средства на развитие городов севера Израиля, а также на развитие туризма в регионе. Новый глава генштаба Габи Ашкенази реструктурировал некоторые боевые подразделения и приказал возобновить постоянную подготовку резервистов. Именно в рамках такой подготовки в настоящее время на Голанском плато проходят важные маневры.
Однако доверие израильтян к власти так и не вернулось на довоенный уровень. И если ЦАХАЛ все еще сохраняет положительный образ, популярность Эхуда Ольмерта настолько низка (2%), что никто не воспринимает его всерьез. Даже когда объявляемые им меры вполне адекватны.
Такое неприятие усилилось после публикации отчета комиссии Винограда о расследовании причин неудачи ливанской войны. "На месте премьер-министра я бы тут же ушел в отставку и зарылся бы головой в песок от стыда, - говорит Сассон Ланиэль, владелец бакалейной лавки, разрушенной одним ударом ракеты в июле 2006 года. - Как премьер-министр еще осмеливается смотреть по утрам в зеркало, когда 300 солдат погибли в этой глупой войне?"
Вдоль дороги, идущей параллельно границе, десятки плакатов требуют освобождения похищенных "Хизбаллой" солдат и спрашивают у Эхуда Ольмерта, "что он сделал для этого". "Ясно, что немного, и это-то нас и пугает, - возмущается резервист, участвовавший в войне в составе элитного подразделения. - Вот уже год не было ночи, когда бы мне не снилась эта злосчастная война. Я снова вижу своих товарищей по несчастью, затерянных непонятно где, бесконечно получающих противоречивые приказы, мешавшие нам действовать эффективно". Будет ли следующая война отличаться от прошлогодней? "Я надеюсь, но у меня складывается впечатление, что будет не так. Этой страной управляют неправильно, и наши арабские соседи это поняли. Нас больше никто не боится".