Евгений Примаков, бывший премьер-министр России, вчера добавил свой голос к хору скептиков, критикующих новую роль Тони Блэра в качестве международного посланника на Ближнем Востоке.
Примаков сказал, что близость Блэра к президенту США Джорджу Бушу означает, что он последует за Вашингтоном, а значит, не сможет возглавить дипломатические усилия "ближневосточного квартета" в составе России, ООН, США и ЕС.
"Я не думаю, что Тони Блэр может стать посланником "квартета", - сказал Примаков. - Его роль будет состоять в следовании линии Соединенных Штатов".
Выступление Примакова усугубило противоречивую ситуацию, сложившуюся вокруг новой работы Блэра, которая оказалась гораздо менее амбициозной, чем сулили прогнозы. Вместо того чтобы включать функции посланника, уполномоченного вести мирные переговоры между Израилем и Палестинской автономией, его полномочия ограничатся ролью представителя "квартета", который будет помогать строительству экономики и различных институтов в ПА.
В момент назначения Блэра в прошлом месяце его помощники ясно дали понять, что он очень хочет расширить свои полномочия, с тем чтобы способствовать установлению мира. Однако после первой встречи на этой неделе с представителями "квартета", а также с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном Блэр, судя по всему, согласился с выделенными ему полномочиями, несмотря на их ограниченность.
"Блэр доволен полученными полномочиями, так как они позволят ему заниматься делом, которое он хочет", - сказал его пресс-секретарь.
Блэр несколько раз посещал ближневосточный регион за десять лет на посту премьер-министра Великобритании. Свой первый визит в качестве посланника он намерен нанести в ближайшие две недели, сказал его пресс-секретарь, хотя, скорее всего, визит будет кратким. Предположительно, Блэр гораздо больше времени проведет на Ближнем Востоке в конце этого года. Такие слухи ходят в Иерусалиме, где он, вероятнее всего, расположится.
Тот факт, что забронировано целое крыло отеля American Colony Hotel в Восточном Иерусалиме, части города, которую в войне 1967 года занял Израиль и которая впоследствии была аннексирована, натолкнул многих на мысль, что он остановится в этом роскошном историческом отеле.
Слова Примакова вторят чувствам, выраженным бывшим политическим высокопоставленным инсайдером в Вашингтоне, который сказал, что новая роль Блэра сводится к тому, что он будет ходить "по миру с сумой", прося денег для палестинцев.
Это назначение вызывает противоречивое отношение на всех этапах. Вашингтону пришлось прибегнуть к некоторому политическому "выворачиванию рук", чтобы убедить Россию согласиться на кандидатуру Блэра.
Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер высказал тогда некоторое недовольство тем, что Блэр был назначен без "подобающего случаю" обсуждения в рамках "квартета".
В частном порядке звучали также возгласы недовольства со стороны верховного комиссара ЕС по внешней политике Хавьера Соланы, поскольку это назначение может отразиться на его работе. По сообщениям источников с Даунинг-стрит, Гордон Браун был рассержен тем, что с ним не проконсультировались по этому поводу.
Эксперты по конституции советуют Блэру воздержаться от контактов с новым "чрезвычайным" палестинским правительством, так как оно было сформировано противозаконным образом.