Сфера применения "закона Магнитского" может оказаться шире, чем изначально предполагали его авторы, пишет The Financial Times. Вероятно, она не будет сводиться к российской коррупции. "Правозащитное лобби близко к тому, чтобы получить важный инструмент влияния на американскую внешнюю политику", - пишет Джефф Дайер.
"Одна из сложностей, связанных с биллем, заключалась в необходимости подвергнуть санкциям отдельных российских чиновников, не загубив отношения с Москвой, чья помощь требуется по ряду проблем, от афганской до иранской, - пишет автор. - В той версии, которая прошла сенатский комитет, затруднение разрешено путем придания закону глобальной сферы применения. Целью является не Россия, а нарушители прав человека по всему миру". В соответствии с законопроектом, Госдепартамент США, помимо ежегодного доклада о ситуации с правами человека в мире, будет составлять "параллельный документ" с именами людей, ответственных за особенно вопиющие нарушения. Ведущие конгрессмены получат право предлагать кандидатуры для внесения в данный список".
"Если законопроект останется таким, каков он сейчас, то все это будет касаться Китая не в меньшей степени, чем России", - сказал неназванный сотрудник Сената. До вступления Китая в ВТО Конгресс имел возможность оказывать давление на эту страну при помощи ежегодного голосования, поддерживать ли нормальные торговые отношения между США и Китаем. Когда этот рычаг исчез, многие испытали "синдром раскаяния", как выразился один сотрудник Сената, поскольку ожидаемого открытия политической системы Китая после его присоединения к ВТО не произошло. В случае принятия закона Магнитского у американских законодателей может снова появиться возможность влиять на политику Пекина, говорится в статье.
Законопроект, инициированный около двух лет назад, может получить одобрение Конгресса уже в июле. "Подобный закон имеет все шансы зажить собственной жизнью и превратиться в предлог для вмешательства Конгресса в дела, о которых авторы изначальной версии и не помышляли. Он может создать такой повод для публичной порки на высшем уровне, который сильно обрадует правозащитников, но дипломатам будет внушать ужас", - комментирует обозреватель издания.