В Италии готовится к выпуску полное издание произведения Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ", пишет Анна Зафесова в статье, опубликованной в газете La Stampa.
"40 лет назад, когда произведение стало доступным для читателя, одно лишь его наличие могло автоматически стоить тюремного срока за "антисоветскую пропаганду". Сегодня это обязательное чтение для выпускников российских средних школ, тысячи страниц, рассказывающих об одной из самых великих трагедий ХХ века. Александр Солженицын, который умер пять лет назад на своей даче в пригороде Москвы, считал свое произведение не романом, а "авторским расследованием", но именно "Архипелаг ГУЛАГ" изменил историю советского коммунизма и отразился на жизни самого автора: он получил за роман Нобелевскую премию и 20-летнюю ссылку", - пишет автор статьи.
"Это книжный памятник "в память о всех тех, кто был замучен или убит", имевший такую же трудную историю, как и его главные герои. Итальянский читатель увидит это произведение в полной версии только сейчас, его публикует издательство Mondadori. Речь идет о последней исправленной и расширенной версии автора, подготовленной при содействии супруги Натальи за два года до смерти автора", - говорится в статье.
"Три тома, в которых перемешались личный опыт, документы, свидетельства - "настоящая черная книга коммунизма", которая не ограничивается пересказом отдельных трагедий, в ней собраны доказательства того, что ГУЛАГ был "системой-государством", которая коренилась не на сталинской паранойе, а родилась вместе с Октябрьской революцией и борьбой Ленина со возможными "отклонениями". Это подробный анализ системы ГУЛАГа, его географии, населения, экономики, негуманных правил, голода, пыток, насильственных работ, отчаяния, выливавшихся в мятежи, побеги, самоубийства. В этой книге нет выдуманных персонажей и фактов. Персонажи и места имеют собственные имена", - пишет автор статьи.
"Автор продолжал писать книгу и после ее публикации. "Эта книга рассказывает о целом народе, это голос тех, кто страдал", - сказал историк Орландо Фиджес, который в ходе своих исследований, посвященных ГУЛАГу, пришел к выводу о том, что многие бывшие заключенные перемежали свои воспоминания с текстом произведения Солженицына, ставшего коллективной историей", - заключает издание.