Состязание за лидерство в "Аводе" подходит к концу, но уже сейчас понятно, что настоящим победителем в результате выборов в "Аводе" станет лидер совсем другой партии - Эхуд Ольмерт, хотя два основных претендента на пост председателя "Аводы" вступили в борьбу, стремясь свалить главу правительства.
Свою кампанию в "Аводе" Ами Аялон начал с резких тонов. Он потребовал отставки Ольмерта и заявил, что, если глава правительства не уйдет в отставку, "Авода" выйдет из коалиции. "Авода" не останется в коалиции любой ценой", - говорил Аялон. Барак поначалу был сдержан, но и он в итоге сделал очень похожее заявление: если правящая партия не найдет Ольмерту замену, "Авода" останется в коалиции только при условии досрочных выборов. Оба претендента на лидерство подводили под свои требования морально-этическую базу, делая акцент на то, что премьер-министр должен нести ответственность за военный провал в Ливане.
С приближением праймериз Аялон и Барак заметно смягчили тон. У каждого были на то свои причины, но эффект оказался одинаков: их формулировки становились все более витиеватыми, а смысл речей все более туманным, что оставляло возможность отступления и компромисса.
Барак сдал свои позиции уже в начале мая, на пресс-конференции в кибуце Сдот-Ям. Аялон, менее опытный политик, сделал то же самое, когда заключил союз с Перецем, тем самым навредив самому себе. В конечном итоге, и Барак, и Аялон предоставили Ольмерту возможность политического выживания. Если Ольмерт сможет сохранить свои позиции после публикации второго отчета комиссии Винограда, ни Барак, ни Аялон его не скинут. Если в окончательном отчете комиссии Винограда будет написано, что Ольмерт обязан уйти со своего поста, мнение Барака и Аялона тем более не имеет значения, поскольку в этом случае отставка Ольмерта будет продиктована законом, а не политической волей представителей "Аводы".
Все это не помешает "Аводе" в свое время потребовать досрочных выборов: она это сделает, ссылаясь на отчет комиссии Винограда. Но в этом случае провал в войне не будет истинной причиной падения правительства Ольмерта, и все это понимают.
Вторым победителем праймериз в "Аводе" окажется Биньямин Нетаньяху, которому достался отличный материал для пиара "Ликуда", причем без всяких усилий с его стороны.
Последняя электоральная кампания в "Аводе" была самой грязной со времени противостояния Рабина и Переца в 1992 году. Не было ни дня, чтобы в прессе не появился заголовок о способах привлечения потенциальных избирателей на сторону того или иного кандидата от "Аводы", причем многие действия граничили с уголовщиной.
К праймериз Ами Аялон и Эхуд Барак подходят очень уставшими. Нет ничего утомительнее лжи, и она их окружает со всех сторон. Все хотят быть на стороне победителя. Когда заранее неизвестно, кто окажется победителем, группа поддержки одного кандидата предпочитает не сжигать мосты на пути к другому.
Наглядной иллюстрацией этому может послужить история, которая произошла недавно в депутатской уборной в Кнессете, где депутат от партии "Ликуд" встретил активиста от "Аводы" и поинтересовался происходящим в партии лейбористов. "Я думаю, что победит Ами Аялон", - сказал активист. "А за кого проголосуешь?" - спросил ликудник. "Я голосую только за Аялона", - отрапортовал активист и вдруг очень смутился, потому что из кабинки в эту самую минуту выходил Фуад Бен-Элиэзер, правая рука Барака и весьма влиятельный человек в собственной партии. "Не следует разговаривать в туалете, - прогремел над активистом голос Фуада, - никогда не знаешь, кто тебя услышит. Кроме того, мне-то ты говорил, что голосуешь за Барака".
Перевод newsru.co.il.