Партизанская война в Чечне перекидывается и на соседние республики. Москва делает ставки прежде всего на военных
В Назрани в понедельник погиб милиционер Тембулат Боголов. 29-летний мужчина был застрелен поздно вечером в столице входящей в состав РФ и расположенной на Кавказе республики Ингушетия. За несколько дней до этого, 1 июня, погиб депутат республиканского парламента Карачаево-Черкесии Мурат Акбаев - его расстреляли из автомата, когда он находился в своей машине. В Чеченской республике 22 мая на рынке, расположенном в столице республики Грозном, выстрелом в голову был убит глава разведподразделения.
Официально воцарился мир
Это лишь несколько примеров актуальных сообщений об убийствах на юге России. Почти через 9 лет после начала второй чеченской кампании партизанская война перебирается и на другие регионы.
Официально в Чечне воцарился мир, и ничто не мешает мирному восстановлению республики. Такую картину мирной Чечни рисуют президент республики Рамзан Кадыров и российские государственные телеканалы. И в самом деле, в разрушенном войной Грозном непрерывно восстанавливаются целые кварталы. Но партизанская война и не думала заканчиваться. "Число убитых в Чечне военнослужащих и сотрудников МВД значительно превышает число убитых боевиков", - писала недавно "Независимая газета". Подобные данные редко можно встретить в российских изданиях.
Согласно данным кавказской военной хроники, которую ведет правозащитная организация "Мемориал", в 2008 году в общей сложности среди военных, боевиков и мирных жителей погибли 167 человек, было ранено 229 человек. Но реальные цифры значительно выше. Власти просто обнародуют не всю информацию о погибших.
Насколько опасны в действительности боевики, стало очевидным 19 марта этого года. Около 50 боевиков ворвались в населенный пункт Алхазурово, расположенный всего в 20 км от Грозного, и подожгли здание местной администрации. В начале мая они взорвали в Грозном новый милицейский участок - погибли 4 сотрудника милиции.
Целью боевиков становятся не только легковооруженные чеченские подразделения. Они нападают и на российских военнослужащих и сотрудников спецслужб. Министерство внутренних дел и ФСБ не обнародуют данные о своих потерях на территории Чечни.
Уже давно боевики ведут свою деятельность не только на территории Чеченской республики. Партизанская война уже перекинулась на все соседние республики. Прежде всего западные и восточные граничащие с Чечней регионы - Ингушетия и Дагестан - превращаются в новые горячие точки.
По словам командующего Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе, число боевиков в Чечне и приграничных районах в конце 2007 года составило 700 человек - так же как три года назад. "Местное население поддерживает боевиков или занимает нейтральную позицию, оно не оказывает им сопротивления и не выдает их федеральным силам", - сетовал недавно российский генерал.
Кроме того, он признал, что к боевикам постоянно примыкают молодые мужчины. Все регионы российского Северного Кавказа бедны, уровень безработицы высок, а коррупция повсеместна. Цена на должности на государственной службе, нередко единственно возможные места работы, начинается с нескольких тысяч долларов. В Дагестане для того, чтобы попасть в школу милиции, надо заплатить взятку в размере 7 тыс. долларов. Об этом говорится в новом докладе International Crisis Group (ICG) об обретающем новые масштабы конфликте в Дагестане.
Вместо того, чтобы бороться с коррупцией или способствовать развитию отстающих регионов, Кремль отвечает на конфликт увеличением численности армии, милиции и спецслужб в регионе. В 2006 году на 100 тыс. человек, проживающих на Северном Кавказе, приходилось 1180 военных. Этот регион самый милитаризированный в мире. Однако людям в форме, отправленным на юг, где проживают в основном мусульмане, не хватает знания Корана. В докладе IGG говорится также и о том, что молодые мужчины "становятся мишенью из-за того, что хотят больше узнать об исламе". Пытки и аресты привлекают к боевикам новых рекрутов.