Несколько дней назад глава Росалкогольрегулирования (РАР) во время беседы с российским Дмитрием Медведевым предложил ввести минимальную цену на бутылку вина. Пока это только идея, но у нее есть все шансы на успех, пишет швейцарская газета Neue Zuercher Zeitung. Подобная практика по отношению к другим алкогольным напиткам, по словам главы российского регулирующего ведомства, доказала свою состоятельность: в борьбе за здоровье россиян российские власти значительно осложнили и удорожили доступ к алкоголю, в результате чего сократилось его потребление. Отечественные производители уже прочувствовали это на себе; кроме того, ослабление рубля доставило немало хлопот иностранным пивоваренным компаниям.
Минимальные цены на водку и коньяк действуют в России с 2010 года, говорится в статье.
Государство постоянно повышало нижний предел стоимости. Последнее повышение, например, было в марте - минимальная цена за пол-литра "беленькой" увеличилась со 170 до 199 рублей, а августе должна подрасти до 220. В результате этого производство водки сократилось в первом квартале 2014 года на 17% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. Хотя на самом деле, отмечает издание, снижение объемов производства вовсе не означает, что россияне стали меньше пить. По словам главы компании "Русский стандарт", в 2013 году 55% рынка приходилось на самогон, в текущем году ожидается, что этот показатель возрастет до 60%. А поскольку самодельное спиртное в большинстве случаев невысокого качества, последствия для потребителей могут быть намного более серьезными.
Помимо водки, упали и объемы производства пива, говорится далее. Так, с 2008 по 2013 год они сократились более чем на 25%, в 2013 году спад составляет 8%. Лидер рынка, датская компания Carlsberg ожидает в 2014 году примерно такой же спад. Ее конкурент - Anheuser-Busch InBev - вообще планирует через полтора года закрыть свой третий пивоваренный завод: за 2013 год продажи компании сократились аж на 14%. Закрыть один завод планируют и в Heineken. Европейская валюта, существенно выросшая по отношению к рублю, ощутимо снизила прибыль иностранных компаний.
Вдобавок ко всему российское правительство до 2015 года планирует постепенно повышать налог на продажу пива - частично он увеличится в шесть раз. Реклама и ночная продажа алкогольных напитков, в свою очередь, уже запрещены. Таким образом, учитывая недавнее ужесточения закона о курении, нельзя обвинить Россию в том, что она безучастно наблюдает за тем, как ее граждане предаются порокам, заключает Neue Zuercher Zeitung в редакционной статье.