Интервью с мэром Москвы
- Господин Лужков, российские регионы становятся все более интересными для инвесторов. Сможет ли Москва устоять в конкурентной борьбе?
- У российской столицы нет конкурентов, она является локомотивом для инвестиций в другие регионы. Многие инвесторы сначала пришли в Москву, получили здесь необходимый опыт для успешной работы в России и теперь расширяют свой бизнес в регионах. Где же здесь конкурентная борьба? Здесь налицо серьезный рост инвестиций - прежде всего в инновационных отраслях, таких, как электроника, приборостроение или станкостроение.
- Что нужно еще сделать в Москве, чтобы улучшить инвестиционный климат?
- Политическая стабильность в стране дает нам возможность смотреть после выборов в будущее с уверенностью и давать инвесторам ясные ориентиры. Городское правительство подготовило генеральный план до 2025 года. И тем не менее существуют некоторые пункты, над которыми мы еще должны основательно поработать. Так, мы должны внести ясность в экономические обоснования наших проектов для инвесторов. Власти должны принимать решения быстрее. Кроме того, мы должны научиться использовать налоговые стимулы и говорить с инвесторами на одном языке в финансовых вопросах.
- Как вы планируете предотвратить транспортный коллапс в городе, который причинит экономике значительный ущерб?
- За прошедшие 20 лет количество легковых автомобилей в Москве увеличилось в 5 раз и продолжает расти. Активнее стала и жизнь в городе, люди стали более мобильными. В результате этого возникают пробки, особенно в центре столицы. Эту проблему нельзя решить так просто, чтобы все остались довольны. В Москве строятся новые улицы, создаются так называемые "перехваточные парковки" и расширяется система общественного транспорта.
- Имидж Москвы остается, как и прежде, не очень хорошим: в рейтинге журнала Economist Москва не попадает даже в первые 40 городов мира по уровню привлекательности жизни для иностранных бизнесменов. Что же делать?
- Однажды некое международное агентство назвало Москву одним из самых дорогих для иностранцев городов в мире. При этом оно даже не удосужилось узнать, сколько стоит в Москве проезд в метро - гораздо дешевле Лондона или Нью-Йорка. Конечно, Москву нельзя назвать раем для иностранцев. У нас пока недостаточно гостиниц среднего класса. Существуют такие проблемы, как иностранные языки, экологическая ситуация, преступность. Но мы стремимся к тому, чтобы мир увидел город таким, каким он является сегодня: динамичный мегаполис, центр мировой науки и культуры, представляющий интерес для туризма и бизнеса. Тот, кто хоть раз бывал в Москве, не станет повторять устаревших стереотипов.
- В Москве сложилась напряженная ситуация на рынке труда, уровень зарплат резко возрос. Сказывается ли это негативно на конкурентоспособности?
- На земле не существует ни одного места, где квалифицированные специалисты работали бы за мизерные зарплаты. В Москве ежегодно открывается несколько десятков представительств международных концернов, а также российские и иностранные компании средней руки. Всем нужны молодые квалифицированные сотрудники. Хотя в Москве зарплаты примерно наполовину выше, чем в целом по России. Но по сравнению с Европой они в полтора раза ниже. К сожалению, Москва не застрахована и от такой проблемы, как нехватка специалистов в производственной сфере.
- Что вы делаете в рамках борьбы с коррупцией?
- Правительство Москвы пытается бороться с одной из ее основных причин: низкими зарплатами государственных служащих. Для того чтобы государство могло конкурировать в борьбе за лучших специалистов на рынке, при московском правительстве был создан комитет по контролю и регулированию инвестиционных программ. В его задачи входит контроль над раздачей заказов на поставку товаров, услуг и производство и предоставление услуг в интересах города. Но для того чтобы борьба с коррупцией была эффективной, город и государство должны бороться с ней сообща. Что мы и делаем.