Барак Обама вчера выиграл праймериз в Миссисипи, где разыгрывались голоса 33 делегатов и 7 суперделегатов. В этом штате афроамериканское население играет огромную роль, а ремарки Джеральдин Ферраро, которая в 1984 году была кандидатом в вице-президенты, о том, что своим успехом сенатор Иллинойса обязан расовой составляющей, вызвали бурную полемику. Как и новый сексуальный скандал, очернивший Элиота Спитцера, губернатора-демократа от штата Нью-Йорк
За шесть недель до праймериз в Пенсильвании, где на кону стоят голоса 151 делегата, Демократическая партия все еще внушает страх. Оба ее кандидата борются из последних сил. Последний мощный предупредительный залп был дан на прошлой неделе Джеральдин Ферраро.
Активистка штаба сторонников Хиллари Клинтон, претендовавшая на роль вице-президента в 1984 году в паре с Уолтером Мондейлом, заявила в интервью калифорнийскому изданию Daily Breeze: "Если бы Обама был белым, он находился бы совсем в другом положении. Если бы он был женщиной (с любым цветом кожи), он тоже не находился бы в таком положении. Ему просто очень повезло быть тем, кто он есть. И страна попалась на эту удочку'.
Иными словами, страна очарована чернокожим кандидатом исключительно из-за его цвета кожи. Конечно, такой намек вызвал бурю недовольства и клан Клинтонов поспешил откреститься от этого заявления. Но не настолько, чтобы исключить Джеральдин Ферраро из предвыборной команды, потому что ее вклад очень важен, особенно в смысле сбора средств.
Мало того, что два клана поносят друг друга, рискуя создать глубокий раскол в Демократической партии: теперь партия еще оказалась очернена сексуальным скандалом. Губернатор штата Нью-Йорк и бывший прокурор этого же штата, демократ Элиот Спитцер пользовался услугами девушек по вызову. Это дурной тон для бывшего прокурора, прозванного "Элиот Несс" за его борьбу с могущественными воротилами Уолл-стрит и разоблачение двух сутенерских сетей. В среду он должен уйти в отставку. Будучи суперделегатом, он заявил, что проголосует за Хиллари Клинтон.
Несколько дней спустя после колебаний в его собственном лагере (один из его помощников был вынужден уйти после того, как назвал Хиллари Клинтон монстром) Барак Обама вчера вновь смог продемонстрировать образ хладнокровного и уравновешенного кандидата. В конце концов, он не из Нью-Йорка, и он никогда не стремился сделать расу или пол центральной темой кампании. Он воспользовался ситуацией, чтобы поставить Хиллари Клинтон на место - ранее она предложила ему стать ее вице-президентом, - иронически подчеркнув, что она не видит его верховным главнокомандующим, но в то же время считает его подходящим кандидатом на пост вице-президента. Он ответил, что не понимает, как она, "занимающая второе место" на праймериз, позволяет себе предлагать второстепенную должность лидеру гонки.
Тем более что Барак Обама продолжает одерживать победы, как и ожидалось. Он не только выиграл во вторник праймериз в Миссисипи, но в конечном итоге победил и в Техасе. В этом штате, несомненно, самая запутанная система голосования. Понадобилось несколько дней, чтобы выяснить, что по результатам голосования на собраниях (кокусах) победил сенатор из Иллинойса, тогда как победителем праймериз стала сенатор от Нью-Йорка. Это позволяет Обаме еще немного увеличить разрыв с Хиллари Клинтон по числу делегатов. По данным CNN, у него уже есть (перед пересчетом голосов Миссисипи) 1597 делегатов, а у Клинтон - 1470.
Разрыв между двумя кандидатами невелик, ни один из них не может надеяться на поддержку 2025 делегатов, необходимую, чтобы гарантировать официальное выдвижение от партии. С другой стороны, это хороший знак для 800 суперделегатов, от которых и будет зависеть окончательное решение. Они, без сомнения, будут руководствоваться результатами повторных праймериз, которые пройдут во Флориде и Мичигане. Этот очередной этап пугает клан Обамы. Он не проводил кампанию во Флориде, и его имя не значилось в бюллетенях для голосования в Мичигане. Делегаты этих двух штатов были отстранены от участия в съезде Демократической партии за досрочное проведение праймериз. Но разрыв между кандидатами настолько мал, что, видимо, придется учитывать и их голоса. Как именно это будет сделано, пока не решено.