Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
12 марта 2008 г.

Кевин Мерида | The Washington Post

Демократы, продолжая бой на ринге, пытаются договориться об эндшпиле

И что теперь?

Вчера, как и ожидалось, Барак Обама победил на праймериз Демократической партии в штате Миссисипи. Это его вторая за четыре дня бесспорная победа, а в целом - 29-я; еще один небольшой рубеж, увеличивающий его перевес над Хиллари Клинтон по количеству делегатов. Но события в Миссисипи ничего не прояснили: дело в том, что президентская гонка среди демократов переросла в столь запутанную интригу, что никакая ясность невозможна.

Если говорить без обиняков, то демократы завязли в болоте, которое сами же и устроили. Они не прописали в сценариях финал этой битвы титанов, не подготовили пьесу, которая предполагала бы теплые объятия. Или хоть какие-то объятия. Пусть даже рукопожатие. В каком-то смысле судьбоносное соперничество между Обамой и Клинтон вдохнуло энергию в партию, стимулировало явку на праймериз, привлекло мириады новоиспеченных избирателей и волонтеров предвыборной кампании. Но если рассмотреть ситуацию в реалистичном духе, то демократы страдают от проблем, которые заметит даже слепой. На их праймериз и кокусах проявились линии раскола среди профсоюзов, по расовой и этнической принадлежности, по половой принадлежности, по возрасту и классовой принадлежности, и наконец, продемонстрировано соперничество, которое день ото дня становится все некрасивее.

"Наш поезд сошел под откос, - говорит Джон Эджелл, сотрудник аппарата Демократической партии, не имеющий отношения к штабам Клинтон или Обамы. - Так или иначе, придется сбросить со счетов половину электората, который нас поддерживает".

В кулисах ожидают судьи - 796 видных деятелей партии, инсайдеров, которых неласково именуют "суперделегатами". "Решать придется суперделегатам - другого варианта нет", - говорит Эджелл, дотошно отслеживающий, как распределяются их симпатии, и фиксирующий это в особом файле. На вчерашний день, согласно подсчетам Эджелла, Клинтон поддержали 269 суперделегатов, а Обаму - 220. (По общему числу делегатов Обама опережает Клинтон: 1585 против 1473, по данным Associated Press.)

Итак, мы вступили в странную пору, когда демократы взялись притворяться - делать вид, что все распрекрасно уладится, вопреки подозрениям, что все пойдет наперекосяк. "Демократическая партия заляпает ботинки жевательной резинкой, которую не сможет соскрести, - говорит Эджелл, в прошлом сотрудник аппарата Конгресса с большим стажем. - Синяки не сойдут до самого ноября".

Очевидно, это еще и сезон метафорических сравнений: люди прибегают к ним охотно, запросто смешивая разнородные понятия. В данный момент как никогда уместны параллели с поединком, дилеммами, тактическими боевыми действиями и скрупулезными переговорами. Поэтому, видимо, стоит отрешиться от политики и поискать возможное решение проблемы, стоящей перед демократами, в других сферах: в шахматах, магии, покере, математике, переговорном процессе на Ближнем Востоке, в супружеской жизни, в методах, используемых для профилактики создания молодежных банд, способах вычисления шансов на победу в спортивном тотализаторе... Список бесконечен.

Одна из лучших аналогий - с боксом. После первого раунда в Айове Обама отбросил признанного чемпиона на канаты, но в Нью-Гемпшире не сумел добить окончательно. Клинтон, несмотря на разбитый нос, отважно дала отпор и накануне "супервторника" неплохо собралась с силами. В "супервторник" кандидаты обменялись сильными ударами. Но затем Обама 11 раундов подряд молотил соперницу, и казалось, что она еле держится на ногах - вот-вот и нокаут. Но когда журналисты уже отсылали в печать свои статьи о поражении чемпиона, у Клинтон открылось второе дыхание: 4 марта она победила в трех раундах из четырех. (Излишне уточнять, что это очень до-о-о-олгий матч.) Внезапно все стали вопрошать: может быть, претендент на самом деле уязвим - у него, как говорится, "стеклянная челюсть"? Успеет ли чемпион нагнать претендента, который лидирует по очкам?

"Интрига - как в поединке тяжеловесов", - говорит выдающийся тренер Анджело Данди, обучавший чемпионов мира - Мухаммеда Али и Шугар-Рея Леонарда. "Победит тот, кто упорнее защищается, - предсказывает он. - Соперник выдохнется. Так обошелся Мухаммед с Джорджем Форменом в Заире".

Агитируя в Огайо и Техасе, Клинтон стала вести себя намного агрессивнее - она безостановочно давит на Обаму. "Великие воины умеют переключать передачи, - говорит Данди, - и способность менять темп предопределяет историю бокса". Но он предостерегает - и это вполне распространяется на так называемую стратегию "ведра помоев" (то есть, бомбардировки различными обвинениями), которую применяет госпожа Клинтон: количество выпадов - это не главное: "Боксер может сделать тысячу выпадов, но только половина эффективна".

Обаме Данди сказал бы: "Бейся по-своему, а не по-ихнему".

"Очень интересная ситуация, - говорит Данди. - Такое только в Америке бывает, верно?"

Бокс часто бывает жестоким, а вот шахматы - исключительно спорт для мозга. Мы вступили в ту фазу кампании, где стратегическое преимущество чрезвычайно важно. Начинаешь хитрить, пытаешься разработать умный план. Возможно, выдвигаешь идею сделать своего соперника кандидатом в вице-президенты в связке с тобой, хотя это он тебя обгоняет, а не наоборот.

"Шахматы кажутся видом спорта, где все вроде бы статично, но в действительности шахматная партия изобилует штормами и штилями, совсем как избирательная кампания", - говорит Билл Холл, исполнительный директор Шахматной федерации США - организации, которая регламентирует шахматную жизнь в Соединенных Штатах.

Если ты делаешь ход, который вынуждает соперника отступать или отказываться от его плана, дабы нейтрализовать твои действия, это называется "выиграть темп". Именно это и удалось госпоже Клинтон 4 марта. Но у Обамы "численное превосходство" (за него обязалось голосовать больше делегатов), говорит Холл, что в шахматах можно сравнить с "лучшим составом пешек". У Обамы также есть "пространственное превосходство": он с самого начала, в Айове, вырвался вперед и сохраняет разрыв, а праймериз близятся к финалу, так что у Клинтон остается не очень много вариантов.

"Итак, "пространственное превосходство" Обамы оставляет мало места для Клинтон. У нее только один выход: всецело перейти в режим контратаки, перехватить инициативу в крупном масштабе и попробовать поставить шах и мат, - говорит Холл. - Другими словами, она рискует оказаться в отчаянном положении. А когда тебя загоняют в угол, ты почти готов броситься в беспощадную атаку, так как избирательные кампании вничью не заканчиваются".

Впрочем, возможны переговоры.

Деннис Росс - советник Обамы по делам Израиля. Росс в течение 12 лет, и при Джордже Х.У. Буше, и при Билле Клинтоне, был одним из главных людей в делегации США на переговорах о мире на Ближнем Востоке. Опираясь на свой опыт, он отмечает: "Если рассматривать эту ситуацию глазами посредника, нужно для начала спросить: "Что общего между сторонами?". Он сам отвечает на этот вопрос так: во-первых, ни Клинтон, ни Обама не хотят раскалывать партию, во-вторых, ни он, ни она не хотят потерять ключевой демократический электорат, который потребуется для победы осенью.

Однако и Клинтон, и Обама твердо стремятся победить, и ни он, ни она не хотят признавать свое поражение. Таким образом, посредничество будет трудоемким, поскольку каждая из сторон постарается, вероятно, сосредоточиться на сравнительном преимуществе своего кандидата. Клинтон будет уверять, что победила в крупных штатах, а потому лучше готова к яростной схватке с партийной машиной республиканцев осенью. Обама заявит, что расширил ряды демократической коалиции, победил в большем числе штатов, имеет перевес по делегатам и лучше контрастирует с кандидатом от республиканцев - Джоном Маккейном.

По словам Росса, наверное, лучше привлечь к посредничеству суперделегатов, которые еще более, чем кандидаты, вправе обеспечивать единство партии и расширять электоральную базу для победы на осенних выборах (да к тому же смотрят на вещи трезвее). Группа видных суперделегатов и лидеров партии (Росс упомянул бывшего вице-президента Ала Гора, экс-сенатора Джона Эдвардса и губернатора Нью-Мексико Билла Ричардсона) может обратиться к кандидатам и попытаться ввести базовые правила хорошего тона на период оставшихся поединков. Как отмечает Росс, перед публичной встречей придется осуществить гигантскую подготовительную работу, ибо, едва публичная встреча состоится, общественность станет ждать каких-то результатов, в противном случае лишь усилится ощущение хаоса и неуступчивости сторон.

В интересах сохранения мира между фракциями Демократической партии эта группа лидеров может, например, негласно предложить критерии выбора единого кандидата - некий метод, который будет широко признан справедливым. Но это, разумеется, не распространяется на щекотливый вопрос: "Что делать с Флоридой и Мичиганом?". Как говорит Росс: "Это сложная задачка".

Пора снова предоставить слово инсайдерам-демократам.

Дэвид Бониор из Мичигана, в прошлом член Палаты представителей и помощник лидера демократического большинства в этом органе, а затем глава избирательного штаба Джона Эдвардса, отмечает: несомненно, во Флориде и Мичигане придется провести повторные выборы, "хотя эти штаты и сыграли не по правилам". Эти штаты очень важны для шансов партии на победу осенью, так что их не стоит "отбрасывать", по выражению Бониора, иначе это чревато риском низкой явки. Идея Бониора, получившая популярность в верхушке Демократической партии, состоит в том, чтобы устроить голосование по почте.

"Факт тот, что это затянется до самого съезда", - говорит Бониор о президентской гонке. И чем быстрее Мичиган и Флорида разберутся со своими предпочтениями, тем лучше. "В ближайшие четыре месяца междоусобица только обострится", - утверждает он.

По вопросам о том, как наилучшим образом определить исход гонки и кого следует выдвинуть от партии, Бониор продолжает сохранять нейтралитет. Правда, он поделился следующей мыслью: если Обама сохранит свой перевес по делегатам и голосам рядовых граждан, но не станет "знаменосцем" партии, то "у нас возникнет проблема. И серьезная проблема, я думаю".

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru