Главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" политолог Федор Лукьянов в интервью Die Presse отметил, что сегодняшняя программа Путина во внешней политике сильно отличается от программы первых двух его сроков.
По словам политолога, приоритет путинской внешней политики первых двух сроков состоял в том, чтобы восстановить статус России как мировой державы, и эта цель была достигнута после войны с Грузией. "Это был водораздел. Именно в этот момент внешний мир, в первую очередь Запад, понял, что Россию следует принимать всерьез. Конечно, эта война не добавила России популярности", - заявил Лукьянов.
При этом, по словам Лукьянова, Медведев действовал куда более самостоятельно, чем от него ожидали, и премьер Путин, за некоторыми исключениями, практически не вмешивался в его внешнюю политику. В частности, по словам Лукьянова, "личный стиль Медведева" сыграл роль при "перезагрузке" отношений с США: "Путин не был против, но благодаря характеру Медведева все шло намного легче".
Лукьянов также напомнил, что Медведев принял как минимум одно решение, противоречащее воле Путина: он не применил право вето при голосовании о военном вмешательстве в Ливии в Совете Безопасности ООН. По словам Лукьянова, Россия в первый - "и, возможно, в последний - раз" действовала подобным образом. Разногласия Путина и Медведева по этому поводу многие наблюдатели восприняли как игру в "хорошего и плохого полицейского", но, по оценке Лукьянова, это было настоящее противостояние.
Сегодня, по словам Лукьянова, точка зрения Путина по внешней политике состоит в том, что мир хаотичен, непредсказуем и неуправляем, любая страна должна стараться защититься от вовлечения в глобальные неурядицы, а все те, кто считает, что может изменить ход вещей, например США, всеми своими действиями ухудшают ситуацию и разрушают остатки стабильности. "Сейчас речь идет уже не о том, как США обращаются с Россией, а о том, как они обращаются с миром, и, по мнению Путина, Вашингтон играет деструктивную роль", - заявил Лукьянов.
В частности, российская позиция по Сирии, по мнению Лукьянова, демонстрирует, что Россия больше не поддержит методов решения конфликтов, подобных вмешательству НАТО в Ливии. Цель России состоит в том, чтобы конфликт был решен силами граждан страны, а не иностранных держав, кто бы в результате ни оказался у власти. Политолог напомнил, что Россия уже год не заключает с Сирией новых контрактов на поставку вооружения, лишь выполняет старые, и что санкционирование вмешательства в Ливии сейчас рассматривается как ошибка.
О "перезагрузке" российско-американских отношений Лукьянов сказал, что она поначалу была очень успешной. Он напомнил, что речь шла о сотрудничестве по ряду практических проблем: ситуации в Афганистане, санкциям против Ирана, новому договору СНВ, отказу США от ПРО в Польше и Чехии. "По всем этим пунктам стороны достигли согласия, а в качестве бонуса добавилось еще и членство России в ВТО", - продолжил Лукьянов.
По его словам, "перезагрузка", в сущности, закончилась в 2010-2011 годах, когда был заключен новый договор по СНВ: "отношения, которые к концу правления Буша были столь же плохи, как в начале эпохи Рейгана, снова нормализовались". Однако сейчас проблема заключается в том, что у стран нет новых тем для совместной работы. "Правительство Обамы хочет продолжить разоружение, но Россия в этом больше не заинтересована. Москва довольна существующим положением, любое дальнейшее урезание арсенала она рассматривает как снижение потенциала устрашения, не только по отношению к США, но и по отношению к Китаю", - отмечает он.
Россия и США успешно сотрудничают по Северной Корее, однако ключевым игроком в этом вопросе является Китай, продолжает Лукьянов. Что касается Ирана, то у России, с одной стороны, и у Израиля с США - с другой, есть большие разногласия: Москва тоже не поддерживает ядерное вооружение Ирана, но считает, что работы не настолько продвинулись, как представляет Израиль, и даже если у Ирана будет атомная бомба, то она будет важна только для данного региона.