Михаил Шишкин - лауреат множества литературных премий, но широким массам он стал известен только благодаря письму в Роспечать, утверждает в блоге The International Herald Tribune журналистка Маша Гессен. Шишкин написал, что не поедет за счет Роспечати на книжную ярмарку в США, так как не желает представлять страну, "где власть захватил криминальный коррупционный режим, где государство является воровской пирамидой", - цитирует автор.
Замминистра печати Владимир Григорьев немедленно парировал, что Шишкин много лет проживает в Швейцарии. По словам Григорьева, поступок Шишкина характерен для российских писателей, проживших много лет за границей. Гессен комментирует: видимо, Григорьев позабыл, что русские писатели редко выбирают жизнь за границей совершенно добровольно.
"Видные писатели-оппозиционеры также осудили Шишкина: либерал Дмитрий Быков предположил, что он метит на Нобелевскую премию", - пишет Гессен. Националист Эдуард Лимонов выразился более грубо: "Да, милый, Россия - средневековое патерналистское позорное государство. Только ты не имеешь права из безопасности своей Швейцарии что-либо вякать".
А что думает сама Маша Гессен? "Все это звучит до боли знакомо. Я - российская журналистка, критикующая режим, часто слышу: "Если вам не нравится страна, уезжайте", и столь же часто мне заявляют, что я не имею права ни говорить, ни писать о России, так как я жила в США и могу поселиться там снова". Получается, только те, кто не имеет возможности поселиться за пределами России, вправе критиковать режим? Эти аргументы - старая антидиссидентская демагогия, заключает Гессен.
Но есть еще одна важная проблема, которую обнажили споры о письме Шишкина: "Российское государство полагает, что его граждане, в том числе писатели, - его собственность, а многие российские граждане, в том числе писатели, инстинктивно соглашаются". Когда же кто-то утверждает свою автономию, россияне выискивают некие тайные мотивы его поступка, сетует Гессен.