Свою очередную монографию, как сообщает немецкое издание Die Welt, историк из Венского университета Андреас Каппелер посвятил казачеству. Тому, как в "постсоветской России оно буквально переживает свой ренессанс". Как известно, первые крупные казачьи организации в новой России появились уже в июне 1990 года, когда свыше 700 казачьих представителей выбирали нового атамана и всеобщий казачий круг. Между тем, подчеркивает автор материала Ульрих Барон, нынешние неоказаки, традиционно воспринимающие себя в качестве "защитников Отечества" и люто ненавидящие все западное, объединяются не по принципу происхождения - как их предки, появившиеся на южных и западных окраинах России еще в конце XV века, а по взглядам, мировоззрению.
А ответ на вопрос, что же такое это казачье мировоззрение, как раз и дает труд венского историка. Казаки, подчеркивается в статье, были речными и черноморскими пиратами, покорителями неосвоенных территорий и известными бунтовщиками. Так, Ермак известен как покоритель Сибири, сибирский казак Семен Дежнев первым открыл Берингов пролив. Казаки всегда принимали участие во всех мятежах и погромах на территории Российской империи. Однако, в конечном счете, казачьи армии все же были поставлены под государственный контроль: к концу XVI века появились реестровые казаки, выполнявшие, в том числе, и пограничные функции.
Вот так, подчеркивает издание, миф о свободолюбивых, диких и задиристых казаках обрел новые очертания - отныне казаки стали верными слугами государевыми.
Кстати, завершая свой труд, Каппелер сравнил казаков, занимавшихся освоением Сибири, с пионерами американского Дикого Запада. Не в последнюю очередь потому, поясняет автор, что все приписываемые американским первопроходцам качества - свободолюбие, равноправие, смелость и воинский дух - присутствовали также и у казаков.
Правда, с одним только "но": свирепый антицентрализм пионеров Дикого Запада не привился у казаков. Они так и остались ярыми патриотами.