"Мы уже можем говорить об аннексии" Крыма, заявила Меркель. Россия "безусловно" способна вторгнуться на Восточную Украину, говорит глава ЦРУ Бреннан. Мнения обозревателей СМИ разнятся: одни напоминают об американских вторжениях за границей ("Путина особенно встревожила казнь Каддафи"), другие призывают не сравнивать Крым с Косово, а Милошевича - "с руководителями новой Украины, чьи безоружные солдаты мирно противостоят вооруженной до зубов солдатне, высадившейся в Севастополе".
Во вторник глава ЦРУ Джон О.Бреннан заявил, что российские вооруженные силы "безусловно" располагают потенциалом для вторжения на Восточную Украину и только Путин знает, произойдет ли подобное вторжение, сообщает The Washington Times.
"Полагаю, сейчас президент Путин и другие пытаются определить, что им нужно сделать, по их разумению, и что они готовы сделать в свете подобного международного осуждения шагов России", - сказал Бреннан. "Наверное, о том, принял ли Путин окончательное решение, знает только сам Путин", - заключил директор ЦРУ.
Канцлер Германии Ангела Меркель на заседании парламентской группы подвергла жесткой критике действия России в Крыму, назвав их "аннексией", сообщает Die Zeit. Немецкая сторона, по ее словам, должна придерживаться трехсторонней стратегии, заключающейся в оказании помощи Украине, с одной стороны, и продолжении переговоров с Россией - с другой, однако при этом для России следует определить границы ее действий. Германия должна проявлять "определенную жесткость" в деле защиты европейских ценностей. Признав, что санкции против России могут иметь негативные последствия для стран ЕС, фрау канцлер призвала европейцев "от Лиссабона до Риги" выработать единое мнение.
Украинское правительство, ЕС и США считают объявление пророссийским парламентом Крыма независимости нарушением международного права, напоминает издание. Российский МИД считает по-другому. В телефонном разговоре Сергей Лавров указал госсекретарю США Джону Керри на необходимость уважать право жителей Крыма самостоятельно определять свою судьбу. Также российское внешнеполитическое ведомство осудило выделение американской финансовой помощи переходному правительству Украины, назвав ее незаконной, поскольку, на взгляд России, нынешнее правительство пришло к власти незаконно.
"Пока президент Обама ищет способ, как остановить и, в конечном итоге, обратить вспять вторжение России на юг Украины, не используя силу, его команда неожиданно разделилась по вопросу о том, как далеко заходить в применении экономического оружия в американском арсенале",- пишет The New York Times.
"По словам чиновников из администрации, предметом внутренних споров является не то, наказывать ли Россию за ее действия - на этот счет существует общее согласие, укрепляющееся с каждым днем, - но когда и насколько жестко. Помимо замораживания счетов отдельных лиц, администрация может ввести санкции для банков и потенциально отрезать страну от долларовой экономики", - сообщает автор статьи Питер Бейкер. Среди тех, кто более всего поддерживает жесткие меры, - помощник госсекретаря Виктория Нуланд и посол США на Украине Джеффри Пайетт.
"Хотя США получают ежегодно от торговли с Россией всего 40 млрд долларов, американские компании утверждают, что эти данные вводят в заблуждение относительно реальных экономических связей", - говорится в статье. Например, в России находится два сборочных завода Ford. Boeing продал или сдал в аренду в России сотни самолетов. В Москве есть дизайн-центр Boeing, который только что объявил о создании новых производственных и учебных центров в России; компания зависит от российского титана на 35%.
Джеймс Штайнберг, бывший заместитель госсекретаря в администрации Обамы, сказал корреспонденту, что санкции США в отношении Ирана подорвали бизнес американской компании Conoco в этой стране, но выразил убеждение, что "ради сохранения доверия к нам" на это идти стоит, "если это необходимо, даже в убыток нашим компаниям".
The New York Times также публикует "Обращение Киева к Москве" и.о. президента Украины Александра В. Турчинова.
"В этот самый момент, прямо на глазах всего мира, происходит окончательная гибель советской империи. План ее воскрешения, который долго готовился Кремлем, провалился: Украина доказала, что достигла зрелости и сделалась независимым государством, которое будет само выстраивать свою внутреннюю и внешнюю политику", - пишет Турчинов.
По мнению автора, стратегия Кремля призвана "ослабить Украину и ее правительство" путем создания анклавов по типу Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии.
Когда украинская оппозиция укрепила полномочия парламента и законно назначила новое правительство, это успокоило протестное движение, но стало толчком к иностранной агрессии. Российские войска "провоцируют Украину, чтобы она ответила силой и дала предлог для полномасштабного вторжения войск России", утверждает Турчинов. Но украинские военные и правительство стараются не попасться на уловку и сохранить мир.
Эскалация конфликта означает катастрофу для всей Западной Европы и конец глобальной системе безопасности. Но Россия поступает с безрассудством, которое не подобало бы даже сомалийским пиратам.
Украинский народ выбирает западные стандарты и отвергает неосоветский империализм, заявляет Турчинов.
Он призывает Москву понять "то, что мы открыли для себя на Майдане в Киеве: применение силы выйдет боком". Украина и Россия - два суверенных государства, и украинский народ выберет свой путь самостоятельно. Отказ смириться с этим фактом приведет, самое малое, к новой холодной войне".
Украина готова к конструктивному диалогу с РФ на основе партнерства. "Мы хотим развивать добрые и взаимовыгодные отношения. Пусть Россия решит, как ответить". В заключение автор призывает вступить в новую эру сотрудничества на основе равенства и права украинского народа на выбор своего правительства и своей судьбы.
"Извините, но Путин не сумасшедший" - так озаглавил свою аналитическую статью в a href= http://www.inopressa.ru/article/12Mar2014/foreignpolicy/putin_us.html target="new">Foreign Policy Джеффри Тейлер.
"В XXI веке просто не ведут себя в стиле XIX века, вторгаясь в другую страну под совершенно надуманным предлогом", - сказал недавно госсекретарь США Керри, сообщив, что Обама рассматривает все варианты ответа на вторжение России в Крым, в том числе применение военной силы. А канцлер Меркель, по слухам, обмолвилась, что Путин, возможно, "утратил связь с реальностью" и словно бы живет "в другом мире".
Видимо, западные лидеры полагают: захват Крыма - иррациональный поступок, продиктованный комплексом ошибочных, а возможно, даже безумных, тезисов, прежде всего идеей, будто Запад и особенно США поддержали уличные протесты "Евромайдана", - говорится в статье.
Но насколько безумно это подозрение Путина? "Похоже, Керри и Меркель позабыли - или предпочли не замечать - многочисленные агрессивные шаги США после окончания холодной войны, направленные на уменьшение влияния России; это уже не говоря о военных вмешательствах и вторжениях при поддержке США на всей планете", - пишет автор. Путин заключил: США намерены сохранять и наращивать свою гегемонию в ущерб России.
Автор напоминает о вторжениях и вмешательствах, совершенных США уже после окончания холодной войны: Гаити, Балканы, Афганистан, Ирак (причем casus belli - оружие массового поражения - так и не нашли), Ливия. Тейлер делает вывод: "Это далеко не методика "XIX века": бомбежки, вторжения и свержение режимов - варианты, которые США по-прежнему готовы применять против своих противников. Известно, что Путина особенно встревожила казнь Каддафи". Спешное признание Западом нового правительства Украины могло только укрепить убежденность Путина в том, что США санкционируют смену режима, опасную для его собственной жизни.
Обозреватель советует Обаме и Керри учитывать, когда они формулируют свои высказывания и курс: вторжения породили скептическое отношение к Америке за границей. Обаме также следовало бы честно заявить американскому народу: за границей есть кровавые и трагические проблемы, которые США не в силах решить, в том числе путем интервенции.
"Шахматная доска", на которой ведут игру Россия и США, теперь сведена к окрестностям России - региону, который волнует Путина. И не только Путин так рассуждает. Только осознав это, Обама сможет уклониться от потенциально-катастрофического "матча".
В последние дни можно часто услышать два распространенных аргумента на тему отделения Крыма от Украины, пишет директор журнала La Règle du Jeu, писатель и философ Бернар-Анри Леви. Первый: почему крымчане не могут сами решить свою судьбу? Если они чувствуют себя братьями русского народа по языку, ради чего им мешать? И второй: как те, кто 20 лет назад выступал за самоопределение боснийцев и косоваров, могут теперь отказывать в этом праве жителям Крыма?
"На первый аргумент мы возразим, что сперва завоевать регион, который должен свободно высказаться о своем будущем, развернуть там 30 тыс. солдат, окружить его казармы и терроризировать население - это очень любопытный способ намечать самоопределение", - пишет автор.
И даже без агрессии, без оккупационных войск и при проведении должной кампании и дебатов подобный референдум будет иметь апокалиптические последствия, пишет Леви: "Что мы ответим, если, заручившись этим прецедентом, воссоединения потребуют испанские и французские баски? Если венгры в Трансильвании, албанцы в Македонии, турки в Болгарии, русскоговорящее население стран Балтии, фламандцы в Бельгии вдохновятся этим примером, чтобы тоже поменять страну?"
Лингвистический национализм - самый притворный из всех, полагает философ.
Что касается Косово, то Леви пишет, что не понимает, как можно сравнивать произошедшее там с Крымом: "Международное сообщество поддержало движение косоваров за независимость только после десятилетия этнических чисток, массовых убийств мирного населения и депортации 800 тыс. женщин и мужчин, чьим единственным преступлением было то, что они родились мусульманами?" Другими словами, какая связь между Милошевичем, который на момент своей смерти обвинялся в преступлениях против человечности, и руководителями новой Украины, чьи безоружные солдаты мирно противостоят вооруженной до зубов солдатне, высадившейся в Севастополе?
Пребывание в составе Украины никак не угрожает неприкосновенности и свободе крымчан, полагает Леви, выражая опасение за судьбу крымских татар, которые после отделения Крыма "рискуют в соответствии с элегантной формулировкой российского президента "быть замоченными в сортире".
"Да" - защите народов. "Нет" - империалистическому путинскому проекту поджога европейского дома", - заключает Леви.