Убийство в Дохе: два шпиона и один мертвый чеченец
Сообщение о смерти поступило преждевременно. Лидер чеченских мятежников Зелимхан Яндарбиев погиб в бою, сообщало российское информационное агентство. Несколько позже чеченец уже выступал перед камерами и заявлял, что "борьба будет продолжена до последнего солдата". Слухи о своей смерти он назвал "сильно преувеличенными". Это было в конце апреля 1996 года.
Почти восьмью годами позже, 13 февраля 2004 года, вскоре после пятничной молитвы в спокойном жилом квартале Дохи, столице эмирата Катар, был взорван джип японского производства. В машине сидели Зелимхан Яндарбиев и его 13-летний сын. Яндарбиев вскоре скончался, мальчик получил тяжелые ранения.
В эти дни в Дохе перед судом за данное убийство отвечают два человека - и государство. Оба подсудимых - Анатолий Белашков и Василий Бокчов - являются сотрудниками российской военной разведки ГРУ. Если они будут признаны виновными, то это будет обвинительным приговором и для России, поскольку без разрешения, полученного на самом верху, сотрудники спецслужб вряд ли пошли бы на убийство за границей.
За чеченцем давно наблюдали. Российское правительство считало Яндарбиева закулисным руководителем террористов. Уже три года он жил в Дохе под защитой эмира и якобы активно занимался финансированием чеченских боевиков. Русские также считали, что бывший чеченский президент был одним из тех, кто стоял за массовым захватом заложников в Московском театральном центре осенью 2002 года. Москва потребовала от маленького эмирата в Заливе его выдачи - безуспешно.
По версии катарцев, в конце концов русские взяли дело в свои руки. Сотрудники спецслужб нелегально привезли в страну взрывчатку, укрепили взрывное устройство под днищем автомашины Яндарбиева, чтобы затем в подходящий момент привести его в действие при помощи дистанционного управления, - так гласит обвинение.
Оба россиянина - и с ними согласно российское государство - утверждают, что они подвергались в заключении пыткам, и заявляют о своей невиновности. Шпионы находились в Дохе с миссией, "носящей информационно-аналитический характер и связанной с борьбой с международным терроризмом", утверждает министерство иностранных дел.
Американцы, вроде бы, помогли своим катарским друзьям выйти на след русских, отчего в пустыне повеяло ветром холодной войны. А когда в московском аэропорту при пересадке на другой рейс были задержаны два ничего не понимающих спортсмена из национальной команды Катара по борьбе, триллер приобрел почти комический характер. И хотя против них не было никаких улик, очевидно, что они понадобились в качестве заложников. Во всяком случае, после этого Катар отпустил арестованного вместе со шпионами первого секретаря российского посольства в Дохе.
В настоящее время идет суд над двумя шпионами. В случае, если они будут признаны виновными, им грозит смертная казнь. Москва пытается это предотвратить не только потому, что ее волнует судьба своих граждан. На карту поставлено доверие арабского мира.
Недавно российский уполномоченный по Ближнему Востоку Александр Калугин напомнил, что "точечная" ликвидация без приговора "ведет в никуда и не соответствует международному праву".
Правда, речь тогда шла об убийствах Израилем руководителей организации "Хамас".