"Это наихудший из сценариев. Правительство, которое должно было заняться восстановлением, парализовано террором. Если повстанцы хотели показать иракцам, в первую очередь суннитскому населению, что они по-прежнему могут наносить удары в любом месте и в любое время, им это удалось". Этот европейский дипломат, с которым мы связались в Багдаде по телефону, сильно напуган. Очередная серия самоубийственных терактов, совершенных в среду на севере страны, унесла жизни 73 человек; около 150 человек получили ранения. Самый кровавый из них был совершен в Тикрите, бывшем бастионе Саддама Хусейна: 38 погибших.
Очередная кровавая баня оттеснила на второй план две другие новости этой недели: назначение Национальным собранием комитета из 55 человек, которым поручено составить текст Конституции (она будет вынесена на референдум до 15 октября), и принятие американским конгрессом решения о выделении из бюджета еще 82 млрд долларов на операции в Ираке и Афганистане.
Цель вооруженных групп вполне прозрачна: "Это классическая тактика запугивания, - поясняет бывший американский армейский офицер. - Они хотят напугать правительство, сформированное после январских выборов, а главное - удержать под контролем суннитское население, которое остается главной политической картой". Преследуют они и другую задачу: держать в напряжении иракские вооруженные силы. Очень часто взрывы совершаются возле полицейских участков или пунктов записи в национальную гвардию. То же касается правительственных чиновников. Во вторник был похищен губернатор провинции Эль-Анбар - обширной территории, простирающейся от пригородов Багдада к границам Сирии и Иордании. "Террористы знают, что их сила - в действии. Если они будут ждать, страх ослабнет и население выйдет из-под их контроля. Им нужно продолжать оказывать давление".
Террористы пытаются также разделить иракцев. Чем больше насилия, тем сильнее риск конфронтации между общинами. Солдат новой иракской армии, преимущественно шиитов и курдов, посылают сражаться против повстанцев в зоны, где суннитское население относится к ним довольно враждебно. Насилие обостряет и взаимные претензии. В Неджефе великий аятолла ас-Систани, самый уважаемый человек среди шиитского духовенства, лично потребовал проведения расследования убийства крестьян-суннитов в пригороде Багдада. По иронии судьбы эти крестьяне были выходцами из влиятельного племени дулейм, к которому принадлежат новый министр обороны Саадун ад-Дулейми и один из нотаблей Эль-Фаллуджи Хафид ад-Дулейми. Жители Эль-Фаллуджи - города, в который после жестоких боев осени прошлого года вернулась только четверть населения, пожаловались американцам на мародерство иракских солдат.
Что касается "джи ай", со вторника проводящих операцию по "зачистке" вблизи сирийской границы (она уже стоила им 14 погибших солдат), то их способность контролировать страну ограничена их невысокой численностью и тем, что основные силы брошены на обеспечение безопасности Багдада. Чтобы восполнить нехватку живой силы, американская морская пехота сформировала подразделение из иракских наемников под названием "Стража свобод". Его бойцы получают 400 долларов в месяц, т. е. в два раза больше, чем другие иракские солдаты, не считая премий за каждого убитого или захваченного повстанца.