Буш пересматривает историю и возвращается к урокам порабощения Европы Советами
Да, много времени минуло с тех пор, как прошла Ялтинская конференция - более полувека. И если визит Джорджа Буша в Европу чем-то и запомнился, так это зажигательной речью, которую американский президент произнес в столице Латвии Риге, обвинив Рузвельта и Черчилля в том, что на саммите в Крыму в 1945 году они согласились отдать Восточную Европу Советам.
Любой, кого удивляет дерзость Буша, не понимает его стиля президентства - как он воспринимает мир, что его волнует (и что не волнует), как он действует в сфере дипломатии и политики.
Недавно я провел некоторое время в Белом доме, где посетил Майка Герсона, спичрайтера президента. Герсон сообщил мне, что работает над составлением речей для визита Буша в Европу. Он потратил на это много времени. Президент явно придавал этим речам очень большое значение. Тогда Герсон не стал мне говорить о том, что президент собирается швырнуть "коктейль Молотова" в традиции всей послевоенной дипломатии. Но я должен был ожидать этого.
У Буша было много причин говорить о Ялтинской конференции. Вот некоторые из них.
1. Перевоплощение Путина. Владимир Путин больше не является добрым "Пути-Путом", как раньше. Сегодня он выглядит тем, кем он является на самом деле: бывшим сотрудником КГБ, который планомерно собирает осколки разрушенного советского государства в новую конструкцию централизованной власти. Бушу было необходимо каким-то образом выступить против Путина. Тот факт, что Путин сконцентрировал в своих руках большую власть, был не по душе таким группам сторонников Буша, как старые антикоммунисты и молодые бизнесмены-инвесторы. Обе группы хотели, чтобы Путину "прочитали нотацию". И сделать это было лучше до прибытия Буша в Москву, до катания Буша с Владимиром на "Волге" под объективами камер.
2. Желание поддержать страны-союзники Соединенных Штатов. Страны Балтии, как и большинство остальных государств Восточной Европы, являются политическими партнерами США на Ближнем Востоке - сначала в ходе войны, затем - в ходе реконструкции. Без них антисаддамовская коалиция была бы очень мала. Все три государства Балтии направили своих солдат в Афганистан и в Ирак. Для того чтобы оказать этим странам поддержку и косвенным образом побудить их сохранять свой политический курс, Буш попытался провести прямую линию от Иосифа Сталина до Саддама Хусейна. Суть его идеи такова: Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль уступили усатому террористу, и вы потеряли свою свободу. Мы не можем повторить ту же самую ошибку сейчас.
3. Намерение Джорджа Буша показать, что он отличается от своего отца. Президент Буш всячески стремится подчеркнуть, что его мировосприятие диаметрально противоположно мировосприятию отца. И выступление, посвященное Ялтинской конференции, было прекрасным поводом это сделать. Буш-старший не стремился изменить мир. Во время Второй мировой он служил в авиации и выполнял рискованные боевые задания. Он был знаком с войной не понаслышке и не поддержал антисоветскую агрессивную политику сенатора Джо Маккарти. Не сделал этого и отец Буша-старшего, сенатор Прескотт Буш, который выступал в оппозиции к Маккарти. Что касается Буша-младшего, то в своем выступлении в Риге он назвал Ялтинскую конференцию предательством.
4. Лучше спорить о вопросах истории, чем о проблемах сегодняшнего дня. Буш (и его политический советник Карл Роув) превращают каждый спорный политический вопрос в дело принципа. Буш воспринимает мир в черном и белом тонах. Без сомнения, критикуя Ялтинскую конференцию, Буш искренне высказывает свои взгляды, хотя его оппоненты считают эту критику следствием его невежества. Но подобные резкие заявления имеют и тактическую цель: они позволяют Бушу и Роуву перехватить инициативу у оппонентов и избежать обсуждения частностей современной ситуации в мире. Если бы вы оказались на месте Буша, то какую бы из тем предпочли: глобальную идею всемирной свободы или болезненные моменты ситуации в Ираке?
5. Стремление угодить американским избирателям - выходцам из Восточной Европы. Порабощение коммунистами Восточной Европы остается вопросом, вызывающим сильные эмоции у американских избирателей старшего поколения, которые имеют восточноевропейские корни. В течение многих лет Республиканская партия апеллирует к этим избирателям - стратегия, которая восходит к ксенофобской истерии эпохи Маккарти. Это венгры, поляки, литовцы и представители других национальностей Восточной Европы, и Карл Роув не забывает об этой части электората.
6. Может, Буш и прав. Буш назвал Ялтинскую конференцию "несправедливой" и сравнил ее с западной политикой умиротворения Гитлера перед началом Второй мировой войны. Это высказывание кажется резким. Но сегодня историки-ревизионисты все чаще размышляют о том, могли ли Черчилль и Рузвельт занять более жесткую позицию на переговорах со Сталиным, и американцы могут подобным образом размышлять о позиции своего президента по проблеме Северной Кореи. Сегодня соседи Северной Кореи живут под угрозой ядерной атаки, а также есть вероятность того, что ядерное оружие Ким Чен Ира может попасть к исламским террористам. Разве это справедливо? И где жесткий западный лидер, который может положить конец этой угрозе? И если этим лидером не станет Освободитель Ирака, то кто же станет?