Маршалл Голдман является заместителем директора Дэвисовского центра российских исследований при Гарвардском университете. Специалист по России дал интервью корреспонденту газеты Le Temps.
- Анализируя отношения между Россией, Европой и США, комментатор Томас Фридман говорит о начале эпохи "постпостхолодной войны". Что вы об этом думаете?
- Для этого есть все основания. Еще никогда в истории Россия не была так сильна, как сегодня. Поясню свою мысль. Во время холодной войны ядерное оружие служило противовесом как для американской, так и для советской стороны. Вашингтон и Москву пугали последствия необдуманного применения ядерного оружия. А потому они старались оставлять в стороне существовавшие между ними различия. Кроме того, позже Россия и США нашли точки соприкосновения в борьбе с терроризмом и радикальным исламизмом. Сегодня Россию уже не сдерживают взаимные ограничения. Пользуясь этим, она культивирует свое отличие от США. Ирония состоит в том, что она ставит в упрек американцам принятие односторонних решений в военной области, но сама делает то же самое в энергетической сфере.
- Ощущение вновь обретенной силы делает Россию сверхдержавой?
- Россия стала сверхдержавой в энергетическом плане. Но в военном и индустриальном плане это далеко не так.
- Может ли Россия, обладая богатыми энергетическими ресурсами, возобновить гонку вооружений с США?
- Битва за энергию - это уже гонка вооружений. Энергия сама по себе является оружием. К тому же Владимир Путин существенно увеличил расходы на оборону. Когда в сентябре я встречался с Путиным, я понял: он хочет восстановить былую славу России, сделать ее сверхдержавой в энергетической сфере.
- Как вы можете прокомментировать высказывания американского вице-президента Дика Чейни, который говорит о российском энергетическом шантаже?
- США пытаются ликвидировать монопольное положение России и "Газпрома" в Центральной Азии и предлагают альтернативный маршрут нефтепровода - через Каспий. Это приоритетная цель Вашингтона.
- Много говорится о российско-американских отношениях. Но разве в центре проблемы не Европейский союз?
- Да, действительно, США очень озабочены энергетической зависимостью Европы и отсутствием реакции с ее стороны. Они опасаются, что Россия создаст новую форму империи, воспользовавшись европейской зависимостью. Вот лишь несколько цифр, наглядно иллюстрирующих эту проблему. Германия импортирует из России 41% своего газа, Италия - 32, Франция - 30, Турция - 66, Чешская Республика - 72, а страны Балтии - все 100% . Осознавая, что они снова могущественны, русские хотят контролировать не только маршруты газопроводов и нефтепроводов, но и распределение. В Великобритании очень недовольны аппетитами русских, которые хотят приобрести распределительную компанию Centrica, чтобы к 2015 году на 20% обеспечивать британские потребности в газе. Бывший германский канцлер Герхард Шредер способствовал усилению этой зависимости. При его поддержке был принят план, по которому к 2010 году 19 АЭС закрываются. Более того, он предоставил германскую гарантию в размере 1 млрд евро на прокладку газопровода, который обходит Украину, Белоруссию и Польшу, но напрямую связывает Россию и Германию через Балтийское море.
- А если цены на нефть и газ упадут:
- У России будут большие проблемы. Ее экономический рост почти целиком зависит от нефти и газа. К тому же российское население с каждым годом сокращается на 700 тысяч человек, даже с учетом иммиграции. Для роста экономики это может иметь очень серьезные последствия. Чтобы выйти из положения, России придется либо искать где-то еще гигантские месторождения, либо разрабатывать альтернативные источники энергии, либо прекратить поставки Китаю и Индии.