В воскресенье в Ливане, в горах к востоку от Бейрута, начались ожесточенные столкновения между проправительственными силами и оппозиционно настроенными боевиками. В ход идут ракеты и тяжелые пулеметы. В тот же день министры иностранных дел арабских стран собрались на экстренное совещание, чтобы попытаться найти выход из углубляющегося кризиса.
Все более ожесточенные бои на подступах к столице стали проявлением опасной эскалации вооруженного конфликта, который начался на прошлой неделе. Шиитская группировка "Хизбалла" вместе со своими оппозиционно настроенными союзниками изолировала аэропорт и захватила ряд районов западного Бейрута.
Последние бои с участием сторонников правительства из числа друзов, находящегося в меньшинстве ответвления ислама, и шиитских боевиков, начались в горах рядом с Алеем, а потом распространились на близлежащие территории. Число жертв за пять дней конфликта перевалило за 40 человек.
Чем дольше продолжается конфронтация, тем больше опасность, что она перерастет в региональный кризис, в котором "Хизбаллу" поддержат Сирия и Иран, а основные суннитские государства региона - Саудовская Аравия, Египет и Иордания - выступят на стороне правительства.
Официальные лица из Саудовской Аравии и Египта говорят, что они встревожены действиями "Хизбаллы" и считают их неприемлемыми.
Собравшиеся на совещание министры иностранных дел Лиги арабских государств в специальном заявлении призвали прекратить бои и предложили вооруженным боевикам покинуть район, чтобы армия могла расширить сферу своего контроля. Впрочем, Сирия решила не посылать на совещание своего министра. Этот шаг - яркое проявление глубоких противоречий, раздирающих арабский мир, а также того факта, что Лига арабских государств не в состоянии найти выход из кризиса.
На совещании в Каире политики, осудив насилие, косвенным образом высказали критику в адрес "Хизбаллы", но прямого осуждения действий группировки не последовало.
Министры договорились отправить в Ливан делегацию во главе с министром иностранных дел Катара шейхом Хамадом бин-Яссимом, которая должна встретиться с представителями всех сторон конфликта и тем самым содействовать разработке плана по выходу из кризиса. Также было решено обеспечить "тыловую поддержку" ливанской армии с целью помочь ей установить мир.
Лидер друзов и союзник правительства Валид Джумблатт ходатайствовал о посредничестве и о введении армии в горный район. Ливанскую армию, в которой наблюдается то же сложное сочетание различных течений ислама, что и в стране в целом, обычно стараются не втягивать во внутренние конфликты из-за опасений, что в ней может произойти раскол. Армейские части вошли в мусульманские кварталы Бейрута, контролируемые "Хизбаллой", лишь после того, как шиитская группировка и ее союзники вывели часть своих сил.
С тех пор обстановка здесь накалена. Впрочем, ожесточенные бои произошли и в суннитском Триполи, что на севере Ливана.
Бои развернулись и в районе Алея. Здесь поводом послужил устроенный "Хизбаллой" КПП и похищение трех членов этой группировки, причем тела двух похищенных потом нашли брошенными около одной из больниц. Говорят, что боевики "Хизбаллы" после этого похитили четырех друзов - членов семей высокопоставленных членов партии друзов.
Спорадически столкновения возникали и в долине Бекаа.
Политический кризис в Ливане перерос в вооруженное противостояние после того, как правительство объявило вне закона принадлежащую "Хизбалле" сотовую сеть и сместило с должности генерала армии, который возглавлял службу безопасности бейрутского аэропорта.
Также по теме:
Ливан не хочет новой войны, не так ли? (The Independent)