Слободан Милошевич, должно быть, ухмыляется, лежа в могиле. Спустя почти десять лет после того, как уличные протесты привели к свержению ныне покойного сербского диктатора и поджигателя войны на Балканах, его политические наследники оказались необычайно близки к тому, что вернуть себе власть в Белграде.
Несомненно, со времен президентства Милошевича ситуация изменилась. Тогда власть принадлежала югославской армии, которую контролировали сербы и их союзники. Они использовали свою силу, опустошив целые районы на Балканах, подвергнув бомбардировкам Дубровник, осадив Вуковар и спровоцировав гибель около 100 тыс. боснийцев.
Сегодня Сербия значительно слабее - и в экономическом, и в военном плане. Даже если окажется, что вчерашние выборы выиграла националистическая Радикальная партия, вряд ли это обозначит возврат к кошмарным событиям 1990-х годов.
Однако это не дает нам права отвернуться от всеобщих выборов в стране. Националистическая Сербия способна принести много зла - не только своим соседям, но также Европейскому союзу и НАТО.
Во-первых, в случае победы радикалов Белград будет всеми силами стремиться спровоцировать максимальный хаос в Косово. Националисты выступают резко против независимости своей бывшей провинции, которая, по их словам, является сербским "Иерусалимом". Поэтому радикалы приложат все усилия, чтобы усилить напряженность и спровоцировать столкновения в крае. Помимо всех прочих негативных последствий данные действия прямо затронут Великобританию - наши солдаты входят в состав миротворческой миссии НАТО в Косово.
Во-вторых, радикалы обратят внимание на своего соседа - Боснию, положение которой остается весьма шатким. В Боснии проживает большая и беспокойная сербская диаспора, а страна традиционно служит целью для националистических устремлений Сербии. При некотором вмешательстве Белграда Боснии грозит развал.
Наконец, радикалы могут придать новый импульс развитию существующего сербско-российского альянса - вполне возможно, они предложат Кремлю создать военные базы в стране. Если это случится, фактически будет подорвана совместная стратегия ЕС и НАТО на Балканах. Данная стратегия основывается на идее о том, что локальные конфликты и этнические споры можно сдержать или "заморозить", если весь регион будет более или менее одновременно включен в состав важнейших западных организаций.
Но на деле может получиться, что регион окажется расколот на более крупный прозападный и менее крупный пророссийский блок. Это неприятный сценарий - он предусматривает возвращение к недобрым старым временам, когда Балканы были игрушкой в руках соперничающих великих держав. Торговля в регионе может увянуть, это затормозит экономическое возрождение и рост уровня жизни - а лишь они способны гарантировать долгосрочную стабильность. Повсюду может вновь вспыхнуть пламя национализма.
Как ни печально, иностранцам крайне сложно как-либо убедить сербов, что это неподходящий путь. Сербы разозлены отделением Косово, они жалеют себя из-за разбирательств о военных преступлениях в Гаагском трибунале, разочарованы экономическим развитием последних лет. Поэтому сегодня многие жители страны возлагают свои надежды на простые лозунги вроде "дать отпор Западу" и повернуться лицом к большому православному брату - к России.
Ранее ЕС уже подписал с Сербией соглашение о сотрудничестве - это первый шаг к принятию страны в союз. Однако новые подобные меры грозят разозлить соседей Сербии, некоторые из которых (например, Македония) больше нее удовлетворяют критериям для вступления в ЕС.
Таким образом, нам остается лишь ждать и следить за мучительным периодом политической торговли, которая начнется, когда голоса будут посчитаны. Если победят прозападные силы во главе с Борисом Тадичем, мы сможем вздохнуть с облегчением. Если же этого не случится, нам необходимо готовиться к худшему.
Также по теме:
Сербия: "нет" России, "да" Европе (Обзор прессы)