Борис Чиванов сидит за рулем своей русской "Лады" 1997 года выпуска и, перечисляя один ее недостаток за другим, объясняет, почему он решил расстаться со своим лиловым "хэтчбэком".
Дворники перестали работать уже давно. Багажник не открывается. "Чтобы закрыть окно, - объясняет водитель, - приходится вытягивать стекло наверх пальцами". Сегодня утром Чиванов, милиционер из Санкт-Петербурга, купил новый, 2007 года, "Опель Астра". И присоединился к миллионам россиян, которые благодаря возрождению экономики страны стали избавляться от российских "Лад", "Жигулей" и "Москвичей", меняя их на "Камри", "Фокусы" и "Пассаты".
Автомобильная революция, захлестнувшая страну, отражает рост среднего класса в крупных городах. Кроме того, она показывает, что зарубежные автопроизводители осознали: страна, которая десять лет назад бедствовала, теперь стала одной из самых привлекательных частей мирового автомобильного рынка.
Благодаря этой тенденции второй по величине российский город - Санкт-Петербург - превращается в "северный Детройт", говорит директор компании General Motors Рик Вагонер. Toyota ежегодно собирает на петербургском заводе 20 тыс. автомобилей "Камри", а к следующему году планирует выпускать по 50 тыс. машин. Буквально через улицу от огромного завода Toyota уже строит свое предприятие GM: здесь она планирует выпускать по 25 тыс. джипов "Шевроле Каптива" ежегодно.
Компания Ford собирает "Фокусы" на заводе в пригороде Санкт-Петербурга. Nissan, Suzuki и Hyundai также планируют открыть здесь свои предприятия. Еще одним центром сборки иномарок становится Калуга - город с населением 350 тыс. человек, оказавшийся в орбите московского экономического бума. Недавно фирма Volkswagen начала собирать там на своем новом предприятии автомобили "Пассат" и "Шкода Октавия". В Калуге намеревается открыть завод Peugeot Citroen, а в следующем году там должен появиться завод Volvo.
"Это настоящая гонка, и идет она в России, - говорит Зигфрид Вольф, директор канадской компании Magna International, одного из крупнейших в мире производителей автозапчастей. - Российский рынок стремительно растет, быстрее, чем мы ожидали".
В советские времена машина была роскошью. Автомобили имела лишь элиты Компартии и самые везучие из обычных россиян. Советские граждане, скопившие достаточно денег на "Ладу" или угловатый "Москвич", затем должны были отстоять очередь, которая могла затянуться на 10 лет.
В те времена улицы Москвы были практически пусты - по ним в основном ездили грузовики и автобусы. Сегодня на протяжении всего рабочего дня образуются пробки, и поездка, которая должна была бы занять 15 минут, растягивается на час и более. Нередко видно, как "БМВ" или "Шевроле Блейзер" пытается объехать затор по тротуару, гудя и распугивая пешеходов.
Быть может, улицы Москвы уже заполнены, но вот российский авторынок - пока нет. До сих пор на тысячу человек приходится 124 единицы автотранспорта. Для сравнения, в США, по данным ООН, на тысячу жителей приходится 765 машин.
В результате зарубежные компании устремились в Россию, чтобы наладить производство - оно располагается в таких районах, как Шушары - суровый промышленный квартал на южной окраине Санкт-Петербурга. Завод GM станет последним в череде здешних предприятий - он строится совсем недалеко от завода по сборке "Камри".
"Резкий рост этого рынка просто невероятен, - говорит Ичиро Чиба, директор петербургского завода Toyota. - Нельзя отрицать, что рынок будет расти и дальше, а движущей силой станет средний класс общества". Потенциал очень велик, и главная задача, по словам руководителей автомобильных компаний, состоит в том, чтобы производить машины достаточно быстро для удовлетворения спроса.
"Взгляните на мировых автопроизводителей, которые стремятся в Россию - кто быстрее... сделает верные стратегические шаги, чтобы наладить производство и создать мощную дилерскую сеть", - объясняет Карл-Петер Фостер, глава европейского отделения GM.
У российских производителей проблемы гораздо сложнее. Местная автомобильная промышленность пытается выжить, а для этого, вероятно, понадобится объединяться с иностранцами. "АвтоВАЗ", который выпускает вездесущие "Лады", недавно продал 25% своих акций французской фирме Renault за 1 млрд долларов.
Если российские автопроизводители однажды вновь встанут на ноги, им придется бороться за таких клиентов, как 35-летний Чиванов. В тот день, когда мужчина купил "Опель", в магазин его подвозил друг - у "Лады" поломалось сцепление.
"Догонят ли когда-нибудь российские производители иностранных? - размышляет вслух Чиванов. - Явно нескоро".
Также по теме:
В России господствуют американские автопроизводители (The Los Angeles Tims)
Renault хочет далеко уехать с брендом "Лада" (The Financial Times)