У Европы есть свои задворки, где в беспорядке свалено старье, оставшееся от предыдущих хозяев, и безвкусные подарки, от которых не удалось избавиться, пишет El País. Как отмечает обозреватель Хосе Игнасио Торребланка, во-первых, на этих задворках проживают 75 млн человек. Во-вторых, "оказывается, что у нас есть еще один сосед, положивший глаз на этот двор, и он намерен привлечь или сохранить этих соседей на своей орбите".
Некоторые из шести восточных соседей, с которыми ЕС в четверг провел безуспешную встречу в попытке улучшить отношения, еще "не вернулись из холода", отмечает Торребланка. В Белоруссии правит "последний диктатор Европы". "На Украине иллюзия так называемой "оранжевой революции" развеялась. (...) Ситуация в Молдавии еще хуже: страна завязла в логике холодной войны", - пишет автор статьи. На Кавказе ситуация не многим лучше, продолжает Торребланка. Армения превратилась в верного слугу России. В Азербайджане семья Алиевых осуществила мечту любого тирана, получив в наследственное владение республику с огромными нефтегазовыми ресурсами. И, наконец, Грузия - "страна, во время "революции роз" давшая нам надежду на то, что сможет стать образцом демократии для всего региона, но тоже вставшая на саморазрушительную спираль под мессианским руководством Саакашвили".
"Перед Европейским союзом стоит небогатый и непростой выбор, к тому же со временем ухудшающийся", - пишет Торребланка. Если в 1990-е Россия пребывала в упадке, а расширяющийся Евросоюз был гораздо привлекательнее для стран бывшего советского блока, то теперь оправившаяся Россия намерена вернуть свое влияние в зоне с помощью либо давления, либо поощрения. Европейский союз же отозвал предложение о присоединении и не спешит отменять визы или оказывать экономическую помощь этим странам, что существенно снижает его привлекательность и влияние.
Как подчеркивает Торребланка, Брюссель сталкивается с теми же проблемами, что и при организации "Союза для Средиземноморья": мягкие постмодернистские манеры Брюсселя "сталкиваются с грубостью этих соседей, более интересующихся выживанием, чем тем, что о них скажут, и привычных к классическим властным играм, где тестостерон еще не вышел из моды", заключает автор статьи.