Администрация Обамы очень ясно определила свои приоритеты в преддверии визита премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, который состоится 18 мая, отмечает The New York Times в редакционной статье.
В речи перед активистами влиятельной общественной организации American Israel Public Affairs Committee вице-президент Джозеф Байден заявил: если целью Израиля является серьезная мирная инициатива, то он должен работать в направлении создания двух государств. "Вам не понравится то, что я скажу", - заметил он. К тому же, по мнению Белого дома, Израиль должен прекратить дальнейшее строительство поселений на Западном берегу, снять ненужные блокпосты на палестинской территории; также на палестинцев должна быть возложена большая ответственность за обеспечение безопасности.
Издание отмечает, что едва ли подобное заявление удивит Нетаньяху. На протяжении последних недель Обама и его помощники давали понять свое видение ситуации - впрочем, реакция израильского лидера была неубедительной и неполной.
В видеообращении к тем же активистам новый глава израильского правительства заявил, что хочет мира с палестинцами, и даже призвал к переговорам "без каких-либо отлагательств и каких-либо предварительных условий". Впрочем, отмечает издание, это лишь слова. Нетаньяху выступает против создания двух государства, а министр иностранных дел его правительства Авигдор Либерман вообще открыто высмеивает этот план. В то же время в понедельник все 15 стран-членов Совета Безопасности ООН проголосовали именно за создание двух государств.
Ряд других противоречий также угрожают встрече лидеров двух стран, в частности инициатива Обамы по нормализации отношений с Ираном. Подчеркивается, что Нетаньяху может увязать достижение договоренности с палестинцами со способностью Вашингтона решить ядерную проблему Ирана. Обама, в свою очередь, по мнению редакции, должен не допустить проведения ненужной военной акции со стороны Израиля или подталкивания США к таковой. В статье отмечено, что такие арабские страны, как Египет и Саудовская Аравия, сейчас разделяют опасения в отношении Ирана, что может быть использовано для создания широкой дипломатической коалиции из "старых противников".