То обстоятельство, что "Аль-Каида" подтвердила смерть бен Ладена, не назвав преемника, вовсе не означает, что идет борьба за лидерство. Кто должен стать новым "амиром", прописано в уставе организации, но неожиданности не исключены, пишут СМИ. Для Обамы уничтожение бен Ладена - не только веха в борьбе Америки с терроризмом, но и шанс по-новому отреагировать на волнения в арабских странах, сообщает The Washington Post.
Есть ли уже у "Аль-Каиды" после смерти бен Ладена новый лидер? Если устав этой разветвленной структуры, много лет назад подробно изложенный письменно, все еще в силе, то Айман аз-Завахири уже должен был стать "амиром", пишет Яссин Мушарбаш на сайте журнала Der Spiegel.
Сейчас "Аль-Каида" не так четко структурирована и организована, как прежде: в первую очередь из-за потери базы в Афганистане, говорится далее в статье. Ее руководство может действовать исключительно в подполье. Однако большинство аналитиков исходят из того, что основные правила еще сохраняются.
"Как следует из документов, которые частично были захвачены американскими военными, "амир" должен "заслуживать доверия", быть терпеливым и дружественным к членам организации, "быть умным", "правдивым" и не жить в роскоши. Кроме того, обязательно это должен быть "человек команды", имеющий опыт джихада. Он, в свою очередь, имеет право на частную жизнь". Но, прежде всего, он должен быть лицом "Аль-Каиды". Разумеется, отдельные положения в современных условиях устарели, пишет автор статьи, однако кандидаты в преемники в любом случае будут определяться в духе этих требований. Ясно, что аз-Завахири соответствует этим требованиям в наибольшей степени.
Все другие кандидаты либо слишком молоды - как, например, Абу Яхья аль-Либи, главный проповедник, или Хамза бен Ладен, 22-летний сын бен Ладена, говорится в статье. Или же они недостаточно известны, как йеменские лидеры.
То обстоятельство, что "Аль-Каида" подтвердила смерть бен Ладена, не назвав преемника, вовсе не означает, что в организации идет борьба за лидерство. Однако сюрпризы не исключены, пишет автор. Они могут проистекать из той уникальной роли, которую играл бен Ладен, будучи "интеграционной фигурой". Завахири, как отмечает автор, гораздо более скандальный и менее харизматичный. "К тому же вряд ли станет плюсом то, что он египтянин: джихадисты с Аравийского полуострова, играющие важную роль внутри "Аль-Каиды", могут почувствовать себя ущемленными".
Усама бен Ладен считал нападение на Соединенные Штаты своим приоритетом, что вызывало противоречия с его последователями, пишет The Washington Post, ссылаясь на представителей американской разведки, которые анализируют материалы, изъятые из убежища лидера "Аль-Каиды". Как свидетельствуют рукописные записи и пространные тексты на компьютерных дисках, бен Ладен всегда стремился устроить еще один теракт, аналогичный по эффекту самой разрушительной атаке "Аль-Каиды" 11 сентября 2001 года.
По словам одного из источников, он призывал последователей найти способы нанять немусульман, "подавляемых в Соединенных Штатах", в частности, афроамериканцев и латиноамериканцев, чтобы осуществить план в десятую годовщину событий 11 сентября.
"Даже запертый в цементном укрытии в пакистанском городе, бен Ладен работал по принципу преступного босса, раздающего распоряжения из тюремной камеры, отправляя регулярные послания самым доверенным из своих сподвижников и давая стратегические советы отдаленным подразделениям, такому как отделение "Аль-Каиды" в Йемене. Некоторые из последователей были всецело верны ему, другие были недовольны его стремлением сосредоточиться на целях в США вместо проведения менее рискованных операций, например в Йемене, Сомали и Алжире", - пишут авторы статьи.
"Бен Ладен стал ленивым и самодовольным, - отметил один из высокопоставленных американских чиновников, говоря на условиях анонимности. - Не думаю, что он ожидал, что судьба настигнет его в этом доме. И он явно не сделал ничего", чтобы избежать рейда или уничтожить хранящуюся там информацию.
Сыновья Усамы бен Ладена грозятся созвать коллегию "видных британских и международных юристов", если США не предоставят убедительных свидетельств смерти их отца от рук американского спецназа, сообщает The Times. "Нелепая угроза была сделана в виде заявления для прессы, переданного The New York Times, в котором подвергается сомнению законность убийства лидера "Аль-Каиды" и задается вопрос, почему он не мог просто предстать перед судом, как Саддам Хусейн или Слободан Милошевич", - пишет корреспондент. Заявление подписано именем четвертого сына бен Ладена, Омара, и его братьев.
Для Обамы уничтожение бен Ладена - не только веха в борьбе Америки с терроризмом, но и шанс по-новому отреагировать на волнения в арабских странах, полагает The New York Times. По словам чиновников из администрации, Обама жаждет воспользоваться смертью бен Ладена как поводом для озвучивания единой теории народных восстаний от Туниса до Бахрейна. "Эти движения имеют как общие черты, так и национальные особенности, и реакция США на них во многих случаях различается кардинально", - говорится в статье.
Первые проявления этой "перезагрузки" возможны уже на следующей неделе, когда Обама собирается произнести речь о Ближнем Востоке, в которой попытается поместить смерть бен Ладена в контекст широких политических преобразований в регионе. Лейтмотив речи таков - "Усама бен Ладен - это прошлое, а текущие события в регионе - будущее", сообщил Бенджамин Дж.Родс, заместитель советника Обамы по национальной безопасности.
Некоторые представители администрации США считают, что удар по "Аль-Каиде" дал США шанс активнее поощрять политические перемены: отныне менее вероятно, что Египет, Сирия и другие склонятся к исламистскому экстремизму. "Но другие высокопоставленные лица отмечают, что ситуация на Ближнем Востоке остается запутанной: смерть лидера "Аль-Каиды" не устраняет угрозу со стороны йеменских террористов, а в странах типа Бахрейна потрясения вызваны межконфессиональными трениями, которые никогда не имели большого отношения к радикальным идеям бен Ладена".
Начиная с восстания в Тунисе, Обама колеблется между идеалистическими и прагматическими порывами, полагает обозреватель издания. Судя по рассказам ряда сотрудников администрации, противоречия в ближневосточном курсе Обамы - порождение скорее его внутренних метаний, чем споров между советниками. Обама по опыту своей семьи (отца в Кении и отчима в Индонезии) знает, что такое столкновения с коррумпированными чиновниками. Поэтому он отчетливо осознает, что возможности США по влиянию на мусульманские страны не безграничны.