11 мая значительное количество жителей Донецкой и Луганской областей Украины проголосовали за государственную самостоятельность на референдуме, который грозит усугубить раскол в стране, и без того сползающей к гражданской войне, сообщают корреспонденты The Washington Post.
Формулировка вынесенного на референдум вопроса была расплывчатой: избиратели должны были определиться, поддерживают ли они государственную самостоятельность Донецкой и Луганской народной республик. "Это значит, что те, кто ответил "да", хотели более широкую автономию и не обязательно выступали за отделение от Украины", - отмечают корреспонденты.
Тем не менее референдум на востоке страны привел в ярость украинское правительство. МИД назвал его "преступным фарсом", устроенным "вышколенными и вооруженными по современным российским стандартам террористическими бандформированиями". В ЕС и в администрации Барака Обамы уже заявили, что не признают результаты данного волеизъявления.
Поздно вечером 11 мая Роман Лягин, глава ЦИК Донецкой народной республики (ДНР), заявил, что на избирательные участки пришли почти три четверти из 3,32 млн избирателей области. Чуть больше 89% ответили на вынесенный на референдум вопрос утвердительно. На момент написания статьи данные по Луганской области объявлены не были.
Как известно, 25 мая на Украине должны состояться президентские выборы. Однако, как отметил Лягин, с учетом результатов референдума "нелогично в Донецкой народной республике проводить выборы президента Украины".
Несмотря на то, что центральное правительство осудило проведение референдума, в большинстве случаев вооруженные силы страны не препятствовали его проведению. Однако в Красноармейске подразделения украинской Национальной гвардии сначала сорвали голосование, а затем открыли огонь по собравшимся у здания горсовета жителям, передает издание.
The Washington Post напоминает, что в прошлом лидеры сепаратистов не скрывали желания присоединиться к России и предлагали в скором времени провести второй референдум. Планов устроить в ближайшее время новое голосование пока нет, сказал глава ЦИК ДНР Лягин, но не стал отрицать такую возможность в будущем.
По мнению многих наблюдателей, результаты референдума не заслуживают никакого двоеверия, говорится в статье. Сотрудники избирательных участков сверялись со списками избирателей от 2012 года, однако проголосовать давали всем, имевшим при себе паспорт. На одном участке в Мариуполе многие жители приносили сразу несколько паспортов членов своих семей и открыто заполняли два, три или даже четыре бюллетеня сразу. При этом бюллетени не имели никаких защитных знаков.
Однако, признают журналисты, сами выстроившиеся у участков очереди можно считать протестным голосованием против центрального правительстве в Киеве.
Многие жители заняли значительно более жесткую позицию из-за гибели нескольких десятков пророссийских активистов в Одессе и сообщений о том, что войска открыли огонь по толпе мирных жителей в Мариуполе. "Я не против Украины. Мои дети ходят в украинскую школу, - рассказала изданию частный предприниматель Елена Воронкова, 39 лет, проголосовавшая за государственную самостоятельность ДНР. - Но я хочу мира и стабильности и хочу не бояться".