Представители администрации Буша поощряют резкий поворот, сделанный президентом России Владимиром Путиным в сторону сотрудничества с Западом. Действительно, Путин быстро подключился к кампании против бен Ладена, и есть надежда на достижение американо-российской договоренности по вопросам ядерного оружия и ПРО. Однако, если политическая стратегия Путина действительно претерпела изменения, этого явно не заметил научный сотрудник престижного Института США и Канады Игорь Сутягин. Вот уже два года Сутягин находится в тюрьме по сфабрикованному обвинению в шпионаже, которое выдвинула ФСБ. Он стал одним из тех российских ученых, которым со времени прихода Путина к власти были предъявлены фальшивые обвинения - российские правозащитники называют это методичной кампанией по запугиванию диссидентов. Эта кампания не прекращается даже в то время, когда Путин обхаживает Запад: на прошлой неделе прокурор потребовал осудить Сутягина на 14 лет тюрьмы.
Подробности дела Сутягина и других подобных дел неизвестны, поскольку судебные процессы проходят в закрытом режиме, и они мало освещаются в российских СМИ, запуганных в результате путинской кампании против НТВ, которая была развернута в начале этого года. Однако известно, что 37-летний исследователь специализировался на военной тематике; он готовил отчеты в таких областях, как ядерное оружие и ПРО, пользуясь открытыми источниками информации - главным образом, сообщениями в российской прессе. Методисты и коллеги Сутягина показали, что у него не было доступа к секретной информации, однако ФСБ утверждала, что подготовленные им отчеты нарушают перечень секретных сведений, утвержденный министерством обороны. Что это за нарушения? Никто не знает: сам перечень секретный, и ни Сутягину, ни его адвокатам, не позволили с ним ознакомиться. Единственным представленным в суде доказательством стали утверждения ФСБ и военных, что Сутягин виновен в нарушении правил, чье содержание запрещено раскрывать. Если все это выглядит как плохая пародия на Кафку, то намерения очевидны: ФСБ хочет дать понять россиянам, что она может посадить в тюрьму любого, кто вызывает недовольство властей, не обращая внимания на имеющиеся доказательства и закон.
Трудно представить, как правительство, продолжающее действовать подобным образом, может быть настоящим партнером США и стремиться вступить в узкий круг союзников США по НАТО. Путин, вероятно, рассчитывает на то, что администрация Буша не будет уделять большого внимания его внутренней политике, даже его кампании в Чечне, пока требуются его услуги в борьбе с терроризмом и ПРО. Представители администрации США говорят, что это неправда - что они не намерены исключать демократию, свободу слова и права человека в Чечне из американо-российской повестки дня. Если это так, у президента Буша есть хорошая возможность это продемонстрировать. Путин должен прибыть в Вашингтон сегодня - как раз тогда возобновляются слушания по делу Сутягина. Бушу следует сказать Путину, что, если он хочет присоединиться к компании западных демократий, он должен прекратить сфабрикованные шпионские процессы.