Компании - производители пива провозглашают тост за здоровье сенаторов Совета Федерации, которые отвергли проект закона, запрещающего пить пиво на улицах и в общественных местах.
Пиво стало в России таким же популярным напитком, как и водка, и русские пьют его везде - по пути на работу, в метро и даже в парках в морозную погоду. Законопроект предлагал запретить употребление пива в школах, поликлиниках, больницах и большинстве общественных мест, включая улицы, стадионы, парки и общественный транспорт. Предлагалось разрешить пить пиво вне дома только в ресторанах и барах.
Нижняя палата российского парламента, Государственная дума, приняла законопроект 29 октября и направила его на рассмотрение в верхнюю палату, Совет Федерации. Но депутаты верхней палаты в минувшую среду проголосовали против. Теперь представители двух палат парламента намерены встретиться для внесения поправок в законопроект и затем еще раз вынести его на голосование.
Этот документ крайне непопулярен у крупных пивных компаний, которым доходы от продажи пива в России позволили компенсировать убытки от падения спроса на этот напиток на Западе. "Китай и Россия - два крупнейших перспективных рынка для нас, - заявил Аксель Гиц, вице-президент компании InBev. - Для того чтобы этот закон был принят парламентом, он должен быть хорошим законом".
Сенаторы Совета Федерации заявили, что одобряют законопроект с точки зрения морали, но опасаются, что, если он будет принят, молодые люди начнут распивать пиво в подъездах и в укромных местах, появится подпольная торговля пивом и новый повод для милиции брать взятки.
По мнению экспертов пивной индустрии, россияне пьют 20-30% пива сразу же после его покупки - возле уличных киосков либо когда идут по улице.
Компания продает 67% своего пива в 500 тысячах уличных киосков на территории России, и 30% пива люди выпивают сразу же после покупки. Sun Interbrew продает в ресторанах лишь 6% своего пива, сообщает инвестиционная компания Aton Capital.
Предложенный законопроект также устанавливал минимальный возраст для употребления пива - 18 лет. Компании-производители заявляют, что, хотя они поддержат любой закон, который запретит несовершеннолетним употреблять спиртное, они выступают против ограничения рекламы пива на телевидении и спортивных мероприятиях. "Мы имеем право на то, чтобы рекламировать товар среди взрослых любителей пива", - заявил Аксель Гиц на пресс-конференции.
Аналитик инвестиционного банка United Financial Group Андрей Кривошапко считает, что отвергнутый Советом Федерации законопроект будет кардинально изменен, в нем останется лишь запрет на употребление пива несовершеннолетними. По словам Кривошапко, эту позицию поддерживает Российский союз пивоваров и большинство пивоваренных компаний.
Пивовары получают большие прибыли в России. Так, крупнейший российский пивовар, компания "Балтика", которой совместно владеют Carlsberg и Scottish & Newcastle, продала в 2003 году 1617 млн литров пива.
Закон об ограничении употребления пива является попыткой повлиять на моральное состояние общества. Ранее Дума разработала закон об ограничении сцен насилия и убийств на телевидении, причем не только в художественных и документальных фильмах, но и в выпусках новостей. В минувшую среду этот закон был принят.