Организуемая США ближневосточная конференция, которая, как ожидается, состоится в конце месяца, будет неглубокой по содержанию и послужит, в основном, этапом для начала формальных переговоров по мирному договору между Израилем и палестинским президентом Махмудом Аббасом.
Израильские и американские чиновники так усиленно сдерживали ожидания, что они даже больше не называют это мероприятие "конференцией", вместо этого ссылаясь на него как на "встречу".
Израильские и палестинские переговорщики испытывают трудности даже с тем, чтобы договориться о короткой декларации по форме финального мирного договора. Их лидеры, Аббас и премьер-министр Эхуд Ольмерт, имеют примерную взаимную договоренность о том, куда они движутся, указывают чиновники по обе стороны, но они боятся фиксировать это на бумаге или говорить об этом публично, учитывая политическую цену, которую придется заплатить за какие бы то ни было уступки.
До встречи, запланированной на 25-27 ноября в Аннаполисе, члены израильской коалиции предупреждают Ольмерта, чтобы он не слишком углублялся в детали. Да и палестинские переговорщики пререкаются между собой, почти не получая твердых наставлений со стороны Аббаса.
"Поскольку мы не можем договориться по существу совместного заявления, мы предпочитаем говорить, что только-только приступаем к переговорам", - заявил высокопоставленный израильский чиновник, близкий к Ольмерту.
Госсекретарь США Кондолиза Райс может возвратиться в Израиль до конференции, чтобы попытаться добиться заключения более существенного соглашения.
Если документ по итогам конференции будет размытым, Аннаполис также используют для содействия еще одной попытке реализовать первый этап отживающей "Дорожной карты" к миру, разработанной в 2003 году. Первый этап "Дорожной карты" призывает палестинцев к созданию госинститутов и борьбе с террором, а Израиль - к сдерживанию роста в поселениях на Западном берегу, считающихся в большей части мира незаконными, и демонтажу поселений, считающихся незаконными по израильским законам.
Ахмед Куреи, главный палестинский переговорщик, заявил: "Для того чтобы встреча в Аннаполисе была успешной, мы должны реализовать первый этап "Дорожной карты". Мы с подозрением относимся друг к другу уже 7 лет, так что мы должны развивать доверие".
Однако до Аннаполиса можно сделать немногое. С точки зрения Ольмерта, изменение ситуации в сфере безопасности, включая новые освобождения заключенных, "сложнее, чем переговоры о декларации принципов, и более дестабилизирующе с политической точки зрения", заявил высокопоставленный израильский чиновник.
Тем временем обе стороны до сих пор борются с компромиссами по ключевым вопросам - финальных границ, статуса палестинских беженцев и Иерусалима. Хотя переговорщики договорились пока отложить обсуждение вопроса Иерусалима, у них есть фундаментальные разногласия по другим вопросам.
Палестинцы, например, хотят, максимальной детализации в вопросах границ своего будущего государства. Но в вопросах палестинских беженцев 1948-1949 года они хотят быть как можно более нечеткими, опасаясь, что "право на возвращение" этих беженцев и их потомков может быть не совсем оправданно.
Израиль, со своей стороны, хочет сохранить максимальную расплывчатость в вопросах границ и обменов территориями, потому что главный израильский козырь для таких обменов - это оккупированная земля. С другой стороны, Ольмерт хочет быть максимально конкретным в вопросе беженцев. Он и его заместитель, министр иностранных дел Ципи Ливни обещают, что на территории, которые сейчас составляют Израиль, не вернется ни один палестинский беженец и что родиной палестинцев будет новая Палестина.
Так что Ольмерт не горит желанием даже намекнуть на возможность гуманитарных исключений, как сделала администрация Клинтона в Кэмп-Дэвиде. Он также настаивает на том, чтобы палестинцы признали Израиль "еврейским государством", а это еще один способ закрыть дверь в вопросе о беженцах.
Длительная подготовка к Аннаполису, включая многочисленные визиты Райс в регион, породила новый глагол в израильских политических кругах - lecondel, означающий "приезжать и покидать встречи, которые почти не приносят результатов". Это слово основано на имени Райс.
Однако слабый Ольмерт, испытывающий на себе последствия провалов в войне против "Хизбаллы" в Ливане и многочисленные уголовные расследования, привержен тому, чтобы попытаться добиться результатов, так как он нуждается в мирной программе, которая помогла бы оправдать его пребывание у власти. Он понимает, говорят высокопоставленные израильские чиновники, что умеренные партнеры, такие как Аббас и Салям Файад, палестинский премьер-министр, которые верят в принципы ненасилия и сосуществования двух государств, могут снова и не приехать.
Даже если будет достигнута сделка - а многие относятся к подобной перспективе со скепсисом - ее не удастся реализовать еще многие годы. Израиль хочет быть уверенным, что, если он выведет свои силы с Западного берега, там будут надежные палестинские силы безопасности, которые остановят агрессию и терроризм, чтобы гарантировать, что на Западном берегу не возникнет аналог управляемого "Хамасом" сектора Газы, из которого Израиль обстреливают ракетами.
Как заявил Тони Блэр, представитель так называемого "квартета" - США, ЕС, России и ООН, "истинное беспокойство у Израиля вызывает не только территория палестинского государства, но и характер этого государства. Суть израильской позиции - это не гарантировать палестинцам государства, пока они не будут уверены в том, как оно будет функционировать, как оно будет управляться, насколько жизнеспособным оно будет, пока они не будут уверены не просто в его территориальной целостности, но и в стабильности как долгосрочного партнера по миру".
Риск провала, согласны все, крайне высок и для Аббаса, и для концепции урегулирования ситуации с помощью переговоров и создания палестинского государства. Многие израильтяне и палестинцы, и не только "Хамас", говорят, что Аннаполис проводится в неподходящее время и обречен на то, чтобы принести разочарование.
Обеспокоены даже высокопоставленные израильские и палестинские чиновники. "Если мы сможем достичь финального соглашения, тогда я готов рискнуть правительством и пойти на новые выборы, - указал чиновник, близкий к Ольмерту. - Но рисковать целостностью правительства ради чего-то неопределенного - это немудро. Поехать в Аннаполис и потерять правительство - это не очень хорошая идея".
Проблема в том, заявил он, что и Ольмерту, и Аббасу трудно "договориться о документе и остаться на плаву политически".
Что касается Аббаса и "Фатха", то для них риски крайне высоки, заявил высокопоставленный палестинский чиновник. Он указал не только на захват "Хамасом" сектора Газа, но и на предупреждения высокопоставленных лидеров "Хамаса", таких как Махмуд Захар, что Аббас является коллаборационистом и что Западный берег может быть следующим. В пятницу Захар заявил: "Мы говорим Западному берегу: извлеките уроки из того, что случилось в Газе".
"Израиль говорит, что партия в Рамаллахе служит Израилю, - продолжил Захар, имея в виду "Фатх", - и если Израиль покинет Западный берег, "Хамас" установит над ним контроль. И мы говорим, что это так".