18 октября Москва вывела свои войска с КПП на въезде в грузинскую деревню Переви, сообщает швейцарская Le Temps. "Переви представляла интерес для русских, потому что обеспечивала им прямое сообщение между двумя военными лагерями", - приводит газета мнение главы миссии наблюдателей Евросоюза Георгиоса Папаиоанну.
Миссия наблюдателей ЕС, созданная в октябре 2008 года и состоящая из 300 сотрудников, призвана следить за соблюдением условий мирного соглашения. Патрули миссии контактируют с грузинскими властями и жителями населенных пунктов, расположенных вдоль демаркационной линии, которую российские, южноосетинские и абхазские власти не позволяют им пересекать.
По словам жительницы Переви, "русские нас никогда не беспокоили; единственную проблему представляли передвижения: они постоянно проверяли документы". Другой житель деревни высказывает распространенную здесь точку зрения: "У российского присутствия был один плюс - оно держало осетин на расстоянии", - цитирует газета.
В Тбилиси вывод российских войск приветствуют, однако не строят иллюзий относительно быстрого решения всех вопросов, отмечает издание, напоминая: "Москва долго использовала Переви как разменную карту на переговорах с Западом. В первый раз солдаты ушли отсюда в декабре 2008 года, но спустя 24 часа вернулись".
"Нынешний вывод войск пока не решил всех проблем с передвижением. Осетинские дети ходят в деревенскую школу, некоторые жители хотят свободно ездить в Южную Осетию, чтобы навестить родных или продать фрукты и овощи. Российские войска контролируют все КПП и иногда запрещают провоз некоторых грузов", - констатирует газета.
С весны 2009 года ситуация на демаркационной линии спокойная, пишет корреспондент Петр Смоляр. "Сегодня конфликт заморожен, - считает немецкий дипломат Ханс Йорг Хабер, возглавляющий миссию наблюдателей ЕС. - Мы добились стабилизации ситуации, но в долгосрочной перспективе одной миссии недостаточно. Необходима политическая стратегия". В противном случае наблюдатели застрянут там надолго, подчеркивает газета. Женевские дискуссии не приносят результатов: Россия жаждет выступать посредником наравне с Евросоюзом, тогда как на деле она является участником конфликта, указывает Смоляр.