Западные и арабские официальные лица критикуют план Кремля, циркулирующий в ООН: он продлевает президентство Асада до бесконечности, а лидеров оппозиционной Сирийской национальной коалиции причисляет к террористам. Прорыв блокады авиабазы близ Алеппо - пропагандистская победа режима, признают СМИ, но призывают Путина поторопить Асада с уходом: "Саддам Хусейн отказался от предложения Примакова, и остальное всем известно".
Западные и арабские официальные лица раскритиковали российское предложение урегулирования сирийского конфликта, в котором не затронут вопрос о судьбе президента Башара Асада, сообщает The Wall Street Journal.
В плане Москвы перечислены восемь шагов к прекращению конфликта: договоренность о 18-месячном периоде конституционной реформы; создание объединенной делегации из пестрых оппозиционных организаций; выявление, какие группировки являются террористическими; координация ударов международных войск по ИГИЛ (организация запрещена в РФ. - Прим. ред.); проведение одновременных президентских и парламентских выборов - но не уточняется, как или когда Асад может уйти в отставку, то есть сохраняется вероятность, что в случае переизбрания Асад может остаться у власти, пишут авторы статьи.
"Проблема с российским планом в том, что переходный период организуется, в сущности, Асадом", - сказал неназванный западный дипломат, работающий в ООН.
США, Европа, Турция и Саудовская Аравия считают, что отставка Асада - это условие мирных переговоров.
"Россия предложила переписать сирийскую конституцию в ходе 18-месячного периода подготовки к новым выборам - президент Путин пытается перехватить как дипломатическую, так и военную инициативу в четырехлетнем конфликте", - пишет британская The Times.
Эти предложения циркулируют в ООН в Нью-Йорке накануне встречи по Сирии в Вене, которая запланирована на ближайшие выходные и имеет целью выработку условий мирных переговоров, сообщают авторы статьи Кэтрин Филип и Том Кохлен.
Есть принципиальный момент: российский план не требует, чтобы президент Асад ушел в отставку, когда этот процесс завершится, оставляя открытым вопрос о его участии в первых свободных выборах в стране.
Инициатива Москвы поступила на фоне того, что сирийские силы при поддержке российских авиаударов одержали самую значимую тактическую победу с момента начала российского вмешательства - сняли двухлетнюю осаду с правительственной авиабазы в провинции Алеппо, говорится в статье.
"Давление на Алеппо, важнейший оплот оппозиции, считается ключевым фактором, который может заставить повстанцев сесть за стол переговоров на условиях, выгодных режиму", - отмечает издание.
Один западный дипломат назвал российское предложение "пробным шаром", цель которого - оценить реакцию в мире и возглавить переходный процесс.
"Сирийский народ никогда не поддерживал диктатуру Асада и не поддержит ее повторное введение или трансформацию", - заявил Монзер Акбик, высокопоставленный представитель оппозиционной Сирийской национальной коалиции (СНК).
Между тем Россия предложила составить список "террористических" и "нетеррористических" повстанческих группировок, и в ее собственном списке оказались три бывших главы СНК и нынешний президент Сирийской национальной коалиции Халед Ходжа.
Кроме того, Москва заявила, что неназванные источники в оппозиции предоставили ей координаты для бомбардировок, что вызвало новый всплеск недоверия среди повстанческих группировок, передает газета.
"Даже без враждующих сирийских представителей в Вене остается неясным, какие разногласия могут быть преодолены", - заключают авторы.
Сирийской армии при поддержке российских ВВС удалось впервые в этом году добиться крупной военной победы - "деблокирована авиабаза Квейрис близ города Алеппо", пишет обозреватель швейцарской газеты Neue Zuercher Zeitung Моника Болигер. Ранее территория вокруг аэродрома контролировалась различными повстанческими группировками, а с 2014 года - террористической организацией "Исламское государство".
"Прорыв блокады Квейриса является пропагандистской победой для Асада и Путина. В начале российской военной интервенции в Сирию России пришлось столкнуться с обвинениями в том, что ее кампания в первую очередь направлена против повстанцев, а не против ИГИЛ, как было заявлено. Теперь же Путин может предъявить успешную операцию против ИГИЛ", - комментирует автор.
"Ввиду нехватки кадров в правительственной армии нет никакой уверенности, что она сможет удержать Квейрис", - замечает Болигер.
"Если послушать некоторых экспертов по России, то Владимир Путин будет биться до последней российской авиабомбы, лишь бы оставить сирийского президента Башара Асада у власти. Но так ли это?" - задается вопросом Симон Сараджян (Belfer Center for Science and International Affairs, Гарвардский университет) в блоге The Financial Times.
"Путин может и должен распрощаться с Асадом, причем собственный опыт путинской дипломатии за закрытыми дверями предлагает решение, каким образом сирийский диктатор мог бы уйти, не потеряв лицо", - пишет автор.
"Когда стало ясно, что Джордж Буш-младший и его коалиция доброй воли собираются вторгнуться в Ирак, Путин послал Евгения Примакова, одного из самых искушенных государственных деятелей России, в Багдад, чтобы сделать Саддаму Хусейну такое предложение: он уходит с поста президента, но остается лидером партии "Баас". Саддам отказался, и остальное всем известно", - говорится в блоге.
"Асад тоже является не только президентом Сирии, но и лидером своей партии "Баас", и у Путина гораздо больше рычагов влияния на него. Возможно, Асад внимательнее отнесется к подобному предложению, если Путин его сделает", - рассуждает Сараджян.
"Существует несколько причин, по которым Путин хотел бы это сделать", - полагает автор.
Хотя Путина критикуют за отсутствие долгосрочной стратегии в Сирии, он не так близорук, чтобы не видеть, что восстановление там статус-кво невозможно: Асад потерял контроль над пятью шестых территории, а алавиты, которых он представляет, составляют менее 15% населения и не могут реально навязывать свою волю суннитскому большинству, говорится в статье.
Путин понимает: либо правительство Асада будет заменено коалицией, в которой представлены все основные религиозные и этнические группы, включая суннитов, алавитов, курдов, христиан и другие меньшинства, либо плохие парни из "Аль-Каиды" и ИГИЛ (обе организации запрещены в РФ. - Прим. ред.), которые превосходят умеренную оппозицию силой и вооружением, подомнут под себя большую часть Сирии.
"Россия может согласиться на Сирию без Асада, если его преемника выберут путем переговоров, на которых у Кремля будет право голоса, с последующими выборами, а не насильственным путем, и при условии, что новое руководство будет учитывать интересы России", - полагает автор.
"Соглашения по сирийскому химоружию и по ИЯП продемонстрировали, что Россия и западные страны могут приходить к выигрышным решениям особо важных проблем в интересах всего международного сообщества. Надеюсь, что недавно возобновившиеся дипломатические усилия при участии этих стран, их союзников и Ирана сделают возможным формирование репрезентативного и ответственного правительства в Сирии, а ИГИЛ и "Аль-Каида" будут повержены не только в Сирии, но и в Ираке", - заключает Сараджян.
Также по теме:
Более 2000 российских авиаударов в Сирии, но мало ощутимых результатов (Le Monde)
Жизнь после ИГИЛ и Асада: путешествие по свободной Сирии (The New York Times)