"Похоже, рулевые российской спортивной (и не только) политики еще не растеряли свое чувство юмора". Именно так спортивный обозреватель немецкой газеты Sueddeutsche Zeitung Йоханнес Кнут комментирует сделанное Дмитрием Песковым, пресс-секретарем российского президента, заявление о том, что независимая комиссия Всемирного антидопингового агентства (WADA) забыла обогатить свой доклад о систематическом применении допинга российскими легкоатлетами доказательствами, вследствие чего вся эта история является для Кремля беспочвенной. Тот самый 335-страничный доклад, который, как напоминает журналист, "изобилует фактами и деталями систематического обмана, про который глава комиссии Ричард Паунд сказал, что его "спонсировало государство".
На следующий день после того, как следователи Паунда вызвали самое настоящее землетрясение своим требованием дисквалифицировать российских легкоатлетов с предстоящих соревнований 2016 года, последствия чувствовались повсюду. "В том числе и потому, что все увидели, насколько прогнившим оказался биотоп российской легкой атлетики", - говорится в статье.
В частности, следователи описали систему, в которой "спортсменам, по большей части, заранее указывали на путь - путь обмана. В ней, если спортсмен шел на обман, он мог быть уверен в том, что его не поймают с поличным, в том числе и потому, что РУСАДА допускала манипуляции с допинг-пробами за небольшую плату. Ну а если допинг-контроль все-таки наведывался в неподходящий момент, их тренеры говорили им о том, что в данный момент брать пробы нельзя, поскольку спортсмены находятся в частном отеле". "Каково, а?" - риторически вопрошает автор.
Главврач российской сборной по легкой атлетике Сергей Португалов, как передает Suedeutsche Zeitung, "лично снабжал спортсменов допингом. А системой, в свою очередь, дирижировал Григорий Родченков, ныне уже ушедший в отставку руководитель московской антидопинговой лаборатории. Последний еженедельно встречался с агентами ФСБ и передавал им отчет о настроениях в WADA. Всего за время работы Родченков уничтожил более 1400 позитивных допинг-проб". Более того, во время следствия комиссии WADA удалось наткнуться сразу на два взяткопотока: первый, по всей видимости, существует в России еще с 60-х годов, а второй с некоторых пор тек в Международную ассоциацию легкоатлетических федераций (IAAF) предположительно к президенту ассоциации Ламину Диаку, против которого сейчас ведет следствие французская прокуратура.
"Ну и как, никаких доказательств?" - еще раз спрашивает журналист. Возможная дисквалификация российских легкоатлетов стала причиной довольно бурной дискуссии. Паунд даже сравнил "дисквалификацию с хирургической операцией, на которую необходимо лечь тяжелобольному пациенту России и после которой требуется длительная реабилитация".
Но российские функционеры даже не собираются признавать существование болезни, констатирует автор, напоминая о том, что глава Всероссийской федерации легкой атлетики Вадим Зеличенок назвал доклад "заговором", а исполнительный директор Российского антидопингового агентства (РУСАДА) - нонсенсом.