Все, он сыт по горло. Андрей Илларионов, еще недавно советник президента Владимира Путина по экономическим вопросам, отправляется в США. Правда, он не хочет, чтобы этот шаг воспринимался как эмиграция, но девять из двенадцати месяцев в году экономист будет заниматься наукой в Вашингтоне
С ноткой горечи в голосе и с иронией относительно развернутой охоты на кавказцев Александр Шохин, председатель Российского союза промышленников и предпринимателей, прокомментировал отъезд бывшего советника: "Грузины и Андрей Илларионов, по-видимому, не нужны российскому рынку труда". Он отдал должное Илларионову как последовательному человеку, который даже на посту советника сохранил свою интеллектуальную свободу и настойчиво выступал за либерализацию российской экономики.
Темой свободы Илларионов продолжит заниматься и в Вашингтоне. Один из выводов, который необходимо сделать из российского опыта последних 15 лет, состоит в том, что "свобода неразделима", цитирует его газета "Коммерсант". "Если свободы становится меньше в одной сфере, то мы платим за это в другой сфере. Если несвободу не остановить в самом начале, то она убивает и уничтожает людей все больше и больше", - сказал он, намекая тем самым на антигрузинскую кампанию и убийство Анны Политковской.
Илларионов, который прежде возглавлял Институт экономического анализа, был приглашен на должность советника по экономическим вопросам главы Кремля сразу после избрания Путина президентом в 2000 году. Либеральный экономист имел отличную репутацию в профессиональных кругах, однако бюрократам в Кремле и правительстве он с самого начала пришелся не ко двору. Очень быстро выяснилось, что Илларионов главным образом должен служить путинской вывеской для Запада. Президент все более явно следовал курсу на восстановление командных методов в экономике, но его советнику было позволено публично мечтать о либеральной экономике.
Расхождения между рекомендациями советника президента по экономическим вопросам и российской реальностью становились все глубже. Первый большой скандал случился, когда Илларионов назвал аукцион по продаже дочернего предприятия ЮКОСа "Юганскнефтегаза", который вылился в его национализацию, "аферой года". Как следствие, Илларионов был лишен полномочий шерпы в "большой восьмерке", группе восьми наиболее влиятельных индустриальных государств.
При всем том Илларионов оставался в Кремле. Слишком долго, полагают многие. Он сам объяснял это тем, что в течение длительного времени у него была возможность открыто выражать свое мнение и оказывать влияние. "Теперь положение изменилось", - объявил он, оставляя в конце 2005 года работу в Кремле. "Одно дело - работать в частично свободной стране, какой Россия была шесть лет назад, другое дело - когда страна перестала быть политически свободной", - цитировало его агентство ИТАР-ТАСС.
Несколько позже в газетной статье он поквитался с путинской командой. Хотя за последние шесть лет, писал он, Россия и стала богаче, но в политических и экономических процессах ее граждане низведены до уровня статистов. "Сегодня Россия, - таков его вывод, - это другая страна". Она практически превратилась в мафиозное государство с общественной моделью, характерной для стран третьего мира. Илларионов писал о "возвращении к варварству", о том, что государственная собственность перешла в руки корпорации, "неподконтрольной ее номинальным собственникам - гражданам России". Прибыли приватизируются, убытки национализируются, писал Илларионов. Это девиз нового акционерного общество "Российское государство".
Когда он раскритиковал любимый проект Путина, председательство России в "большой восьмерке", назвав его необоснованным и ошибочным, Илларионов поставил точку на перспективах своей работы в России. Его - пусть даже неокончательный - отъезд вполне логичен. Россия теряет блестящий ум.