Прошедшая неделя выдалась для Грузии тяжелой. Воздушное, железнодорожное, морское, автомобильное и почтовое сообщение было в одностороннем порядке разорвано нашим крупнейшим соседом - Российской Федерацией. Сразу после этого грузины, живущие в России, стали подвергаться преследованиям по национальному признаку, невиданным в Европе со времен событий на Балканах в начале 1990-х годов. Кроме того, эти преследования вызывают в памяти еще более зловещие исторические аналогии. Сотни людей были депортированы, бизнесмены подвергнуты притеснениям, местная милиция в принудительном порядке регистрирует школьников, женщин незаконно заставляют проходить обследования на половые инфекции, детей отрывают от семей.
Читая эти пугающие сводки, легко упустить из виду более важную вещь: всего за три недолгих года моя страна отошла от бандитской экономики и политического безумия, стала подающей надежды демократией, чья экономика - одна из самых динамично развивающихся в мире. Всемирный банк недавно поставил Грузию на первое место в списке мировых реформаторов и назвал ее наименее коррумпированной страной переходной демократии. Только в сентябре НАТО выразило согласие начать с Грузией новый этап переговоров о вступлении, признав политические, экономические и военные достижения нашей страны. А всего лишь на прошлой неделе мы утвердили план совместных действий с Европейским союзом, отражающий наш бесповоротный курс к западному будущему.
Именно эти знаменательные перемены - позволившие на прошлой неделе провести полноценные, свободные и честные выборы, которые Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) приветствовала за "профессионализм и всеохватность", - придают нам силы в нынешний кризисный момент. Все наши достижения дались дорогой ценой. Граждане нашей страны долгое время терпели лишения и лишь сейчас ощущают преимущества свободы: возможность голосовать, вести достойную жизнь, выражать собственное мнение и обеспечить своим детям будущее, в котором не будет ни бедности, ни преступности, ни дискриминации.
Мы не собираемся рисковать этими достижениями, предпринимая какие-то неосторожные действия. Вполне понятно, что Москва только и ждет самоубийственных ответных шагов с нашей стороны, которые дадут России повод уничтожить успехи, достигнутые на юге. Ведь демократия в итоге может оказаться заразной. Но опасности того, что мы будем действовать безрассудно, не существует, несмотря на обвинения со стороны недоброжелателей в том, что наше правительство чересчур импульсивно. Наши действия в последние недели доказывают обратное. Нас удерживают демократическое чутье и ответственность перед собственными гражданами и союзниками.
Фактически самым загадочным аспектом недавней агрессии со стороны России является ее необоснованность. Неделю назад, задержав на 72 часа офицеров российской разведки, пойманных с поличным на шпионаже, мое правительство их отпустило. К сожалению, это был не первый факт, когда за подобные - и более тяжкие - действия задерживались и передавались российским властям российские граждане.
Мы надеялись, что этот недавний жест доброй воли, благородный с любой точки зрения, даст новую надежду на поворот в наших непростых отношениях с нынешним российским правительством. Слишком долго мы терпели экономические санкции Москвы, безжалостное вмешательство в дела наших отпавших республик и презрение к нашим демократическим институтам. Мы хотели обозначить разрыв с этой эпохой недоверия. Мы не могли даже предположить, что Москва вместо этого начнет мстить с помощью "этнических чисток", как назвали происходящее многие россияне. В то время как российская милиция преследует грузин, я был тронут мужеством множества русских людей, которые вышли на улицы, приколов к одежде желтые звезды с надписью "Я грузин".
Несмотря на дальнейшее ухудшение ситуации, условия для мирного разрешения сегодняшнего конфликта сохраняются. Грузия не представляет физической угрозы для России - как может страна с населением менее пяти миллионов бросить вызов ядерной державе, которая больше ее в 30 раз? Но для того, чтобы мы удержались на ногах, за нами должны стоять наши друзья. Если кто-то из нас сдастся перед запугиванием или будет терпеть политику национальной ненависти, то мы все окажемся в опасности. Ценности, которые удерживают мировой порядок, подобны цепи - ее прочность обусловлена слабейшим из звеньев. Подвергая опасности это звено или пренебрегая им, мы ставим под угрозу все Трансатлантическое сообщество. Сегодня Грузия стала неотъемлемой частью системы безопасности Запада.
Ключевой вопрос, стоящий перед международным сообществом, состоит в следующем: неужели Москва реагирует на особую, уникальную угрозу со стороны Грузии? Или Грузия - случайная цель, химерический враг, созданный рядом политиков для получения выгод внутри страны? Если перефразировать: от кого исходит опасность - от Грузии или от России? Неправильный ответ на этот вопрос может привести к ужасным последствиям для безопасности Запада. Если международное сообщество недооценит нынешний раскол - или, что еще хуже, заставит Грузию отступить по всем пунктам, отказавшись от своих с трудом отвоеванных принципов и ценностей, - проблема перекинется на другие регионы.
Опасности для места России в международной структуре не существует. Она член Совета Безопасности ООН, наделенный правом вето. Ее природные ресурсы питают экономику Европы и всего мира. Она располагает грозным ядерным потенциалом. Никто и никогда, не говоря уже о Грузии, не призовет к изоляции России, как это делается в отношении Северной Кореи или Зимбабве. Но в то же время мы не должны закрывать глаза на нарушение прав человека и международных норм.
* * *
Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы ослабить существующее напряжение. В последние недели мы особенно тщательно консультируемся с нашими союзниками в Европе. Грузия - маленькая страна, серьезно относящаяся к своим обязательствам перед международным сообществом. Этот факт подтверждает присутствие наших солдат в Косово и Ираке. Мы не намерены действовать опрометчиво или вопреки желаниям наших друзей. Нас ободрили знаки поддержки, поданные большей частью демократического мира перед лицом агрессивного поведения России.
Более чем когда-либо мы настроены действовать совместно со своими европейскими союзниками. Предстоящее испытание решительности международного сообщества на Кавказе будет связано с территориальными спорами вокруг наших республик Абхазии и Южной Осетии. В прошлом месяце я предложил ООН создать новую структуру для поддержания мира в республиках и выработать постоянное решение вопроса. Это предложение охотно принял действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии Карел де Гухт. Сейчас все мы должны предпринять конкретные шаги к выполнению этого решения.
Путь вперед труден - но это единственный путь, возможный для моей страны. Мы не можем оглядываться назад: эпоха имперских правителей и холодная война остались в прошлом.
Михаил Саакашвили - президент Грузии.