Представьте себе Берлускони и двух других бывших мировых лидеров первого плана, сидящих в этот уикенд вокруг камина и беседующих с Путиным о геополитике, нефти, демократии, предающихся воспоминаниям, обсуждающих планы на будущее. Два дня в дружеской атмосфере, практически без помощников, в очень неформальной обстановке. Представьте их в нескольких минутах езды на автомобиле из центра Санкт-Петербурга в одной из частных резиденций президента Российской Федерации, который организовал в городе Достоевского и Пушкина своего рода встречу старых друзей.
В предстоящие три дня может состояться встреча трех экс-политиков и главы России, человека, который не имеет никакого желания терять власть. На днях Путин направил приглашения: ожидаются бывшие лидеры (двое других, должно быть, Ширак и Аснар), Кавалер должен вылететь из Рима сегодня утром, чтобы во второй половине дня или вечером приземлиться в городе, расположенном на побережье Финского залива. Этот визит держался в строжайшей тайне до вчерашнего вечера, бывший премьер рассказал о поездке лишь нескольким лицам, о ней не знало ни пресс-бюро, ни некоторые ближайшие сотрудники, ни даже парламентарии, которые пришли повидаться с ним прошлым вечером.
Вполне вероятно, что на такой секретности настаивал сам хозяин, иначе говоря, "друг Владимир", как Берлускони любит называть Путина, чьим гостем за последние годы он был дюжину раз, как в Москве, так и в курортном городе Сочи, на Черном море, в Ялте и в Санкт-Петербурге. Иными словами, бывший председатель совета министров Италии - один из немногих международных лидеров, которые имели честь ночевать в Кремлевском дворце и были удостоены приема, который оказывается российскими властями лишь немногим главам государств и правительств. И Берлускони неоднократно отвечал на гостеприимство, принимая на вилле Чертоза на Сардинии как самого российского лидера, так и его супругу.
Последний визит Берлускони в Россию состоялся несколько месяцев назад, в середине апреля, в городе, который основал Петр Великий. Тот визит был исключительно частным: бывший итальянский премьер ничего никому не сказал, выехал с минимальным числом сотрудников и пережил небольшое замешательство, потому что в те же часы, когда он вместе с русским другом присутствовал на боях по кикбоксингу с участием Жан-Клода Ван Дамма, на улицах города на Балтике приходили выступления нескольких сотен манифестантов, и комментарии Берлускони по этому поводу облетели тогда весь мир.
Берлускони отверг критику, прозвучавшую в ответ на его комментарии, и в очередной раз выступил в роли международного "адвоката" российского президента. Его заявления звучали приблизительно так: "Я хорошо знаю Путина, он искренний демократ, и мир должен доверять ему, потому что он предпринимает огромные усилия для того, чтобы ввести в круг западных демократий страну, которая на протяжении десятилетий была коммунистической диктатурой, в которой попирались любые свободы, в том числе экономическая и политическая".
Имеются доказательства дружбы, послужившей укреплению частных отношений, которые Путин наладил в эти годы и с другими премьерами и экс-премьерами. Достаточно вспомнить о Шредере, бывшем главе германского правительства, ставшего к концу мандата советником в российском газовом гиганте "Газпром", многонациональной компании, которая в прошедшие годы трансформировалась в эффективный экономический рычаг внешней политики Кремля. "Газпром" влияет на отношения с европейскими странами, так как почти все они зависят от энергетических поставок, которые Москва может по своему желанию регулировать. Достаточно подумать о том, что 25% газа, потребляемого в ЕС, ежегодно импортируется "Газпромом".
Вчера стало известно о том, что и Франция заинтересована во вхождении в российский энергетический колосс. Об этом Путину два дня назад сказал президент Саркози, приоткрывая сценарии, которые до этого момента не брались в расчет. Вероятность того, что у этого камина на даче могут сидеть и Ширак с Аснаром, безусловно, заставляет задуматься и над этими деталями. И это всего лишь встреча старых друзей, встреча с людьми, которые больше не обладают государственной властью, но обладают влиянием, которое не утрачивается и с выходом на пенсию. Все это наводит на мысль о том, что во время этого отдыха будут вестись долгие разговоры о геополитике и бизнесе.
Или же о конституционной практике Российской Федерации, принимая во внимание план гостя, "друга Владимира", оставаться в седле, сменив пост президента на пост премьера. Не стоит забывать, что воскресенье - это день выборов для Демократической партии, и представим себе, что Берлускони воздержится от объяснений, что в случае с Италией это всего лишь "слияние аппаратов власти". Если разговор зайдет о женщинах, Кавалер может повторить то, что он сказал вчера вечером своим евродепутатам: "Моя жена Вероника - это лучший товарищ, о каком мужчина может только мечтать".