Государственный экзамены в школе вызывают стресс у детей 7-11 лет и становятся одной из причин "постоянной тревоги" подрастающего поколения за свою судьбу и судьбу окружающего мира, сообщается в опубликованном сегодня докладе о жизни начальной школы.
Ученики младших классов каждый день волнуются из-за глобального потепления и терроризма, равно как беспокоятся за своих друзей и из-за того, как сдать следующий экзамен. Об этом говорится в докладе на основе 700 интервью с детьми, их учителями и родителями. В дальнейшем с использованием этого исследования будет составлен наиболее подробный за последние 40 лет независимый обзор системы начального образования.
Сделанные выводы перекликаются со словами из доклада ЮНИСЕФ. В этом году организация поместила Великобританию на последнее место среди развитых стран по уровню благополучия детей. А на этой неделе опрос, проведенный Говардской лигой за реформу системы исполнения наказаний, показал, что 95% детей в возрасте от 10 до 15 лет в Великобритании как минимум однажды сталкивались с преступлениями.
Сегодняшний доклад, подготовленный Кембриджским университетом, сообщает, что государственные экзамены вызывают у большинства детей стресс, а некоторые родители из среднего класса оплачивают "параллельную" систему образования - нанимают частных учителей, чтобы дети, которым еще нет 11 лет, могли сдать тесты.
По отзывам некоторых школьников, экзамены "ужасны" и заставляют их нервничать.
"Эти выводы укрепляют во мнении, что в области начального образования необходимы серьезные изменения", - считает Робин Александр, сотрудник Вульфсон-колледжа в Кембридже, бывший профессор в Лидсе и Уорвике. Сейчас он возглавляет работу над предварительным обзором. Сегодняшнее исследование войдет в обзор, который будет подготовлен в течение года и окажет значительное влияние на политику в области образования.
"Удивляет то, что, несмотря на попытки выявить различные мнения в школах и вне их... оказалось, что по основным вопросам большинство опрошенных сходится", - рассказал Александр.
Многие из взрослых, опрошенных в ходе исследования, обеспокоены влиянием на детей средств массовой информации, а также давлением потребительской культуры. Еще больший процент взрослых считает, что семейная и общественная жизнь терпит крах.
"Полученные ответы указывают на постоянную тревогу за нынешнее состояние образования и общества... и усилившийся пессимизм по поводу того, в каком окружении растут сегодняшние дети", - говорится в докладе.
Детей страшит мир за школьными воротами: живущие в городах особенно боятся стать жертвами преступлений, сопряженных с насилием. В то же время родителей больше всего пугает вероятность того, что их дети станут жертвами дорожных происшествий.
Исследователи установили, что ученики школ, которые борются с проблемами, беспокоящими детей (например, создают экологические клубы и схемы использования вторсырья, чтобы рассказать детям о проблемах окружающей среды), чувствуют себя более уверенно.
"В школах, которые начали в рамках образовательной программы знакомить детей с мировыми и местными реалиями, учащиеся настроены гораздо более оптимистично. В некоторых школах дети принимают участие в экологических проектах, и все меняется, когда они чувствуют, что могут как-то повлиять на происходящее", - пишут авторы исследования.
Сотрудники школ рассказали, что некоторые родители уделяют мало внимания образованию детей, в то время как другие слишком "агрессивно" требуют от своих отпрысков успехов в учебе. Главный совет образования Англии выступает против государственного тестирования для детей в возрасте 7, 11 и 14 лет, результаты которых публикуются в рейтинговых таблицах и тщательно изучаются родителями при выборе школы. В Уэльсе уже отказались от подобной практики. Однако власти Англии твердо стоят на том, что тесты отменять нельзя.
По словам профессора Александра, вопрос о тестах будет затронут в обзоре. "После услышанного было бы неправильно ничего не предпринять в их отношении", - объяснил он.
В то же время он добавляет: "Несмотря на то, что многие считают, будто в прошлом детям приходилось легче, важно не впадать в ностальгию по этому поводу. Дети всегда испытывали стресс в том или ином виде. Например, в 1950-е гораздо сильнее проявляла себя бедность. У каждого поколения свои кошмары и проблемы, которые приходится решать".