Что за человек Александр Лебедев, владелец ведущей лондонской газеты? - задается вопросом The Guardian. "Первое появление Лебедева в светских кругах Великобритании - человека с лукавой улыбкой и в кроссовках Converse без шнурков - было как струя свежего воздуха в стране, где заезжие российские бизнесмены ассоциировались с заказными убийствами и гиперинфляцией на рынке футбольных трансферов", - пишет журналист Иэн Кобейн.
Салман Рушди, Том Вулф, Том Стоппард, Элль Макферсон, Куинси Джонс - вот гости благотворительных мероприятий, которые Лебедев устраивал, в том числе, в усадьбе Олторп, где провела детство принцесса Диана.
Но почему Лебедев пошел служить в КГБ и чем занимался в бытность агентом в Лондоне? Как он заработал столько денег в Москве 1990-х? В каких он отношениях с Путиным и современным российским режимом? Газета опросила знакомых Лебедева, в том числе близких. "Мы также задали ряд вопросов ему, и, хотя он много раз говорил о важности транспарентности, сам несколько месяцев увиливал от ответов на большую часть из них".
Лебедев родился в декабре 1959 года. Его отец преподавал в училище имени Баумана, а мать - в МГИМО. В 1982 году Лебедев окончил МГИМО, в 1984-м - Краснознаменный институт КГБ. На вопрос, почему он предпочел пойти служить в КГБ, Лебедев ответил так: "Предпочел - неподходящий термин. Я согласился". В 1988 году его назначили в российское посольство в Лондоне на должность третьего секретаря. По воспоминаниям его сослуживца-дипломата, он был человеком тихим и серьезным. Другой сослуживец, уже по КГБ, сказал, что в качестве разведчика Лебедев ничем не выделялся. Последний посол СССР в Лондоне Леонид Замятин, напротив, назвал Лебедева чрезвычайно прилежным и умнейшим человеком. "Лебедев всегда уверяет, что занимался только подготовкой аналитических докладов по экономике", - отмечает издание. Однако после упорных расспросов он признал, что в Лондоне также отслеживал внутриполитическую жизнь и крупные международные переговоры, но был слишком мелкой сошкой, чтобы общаться с британскими политиками.
"Некоторые сослуживцы Лебедева утверждают, что он ушел из КГБ при неясных обстоятельствах, но он ни о чем подобном не упоминает", - пишет газета. По словам сослуживцев, Лебедевым заинтересовалась советская контрразведка - то ли из-за громогласным антисоветских высказываний, то ли из-за того, что он занялся бизнесом, - и вскоре он ушел в отставку. Вторую версию Лебедев опровергает, но, по его же словам, он ушел в отставку в конце 1992 года, а, согласно официальным документам, в мае 1992-го он зарегистрировал в Лондоне фирму.
По утверждениям издания, Лебедев не порвал связей с друзьями из спецслужб: некоторые стали его ближайшими деловыми партнерами, и Лебедев до последнего времени появлялся на официальных мероприятиях 20 декабря, в День чекиста. Сам Лебедев уверяет, что за годы службы в КГБ не совершил ничего постыдного.
После отставки Лебедев почти немедленно устроился в некий швейцарский банк. Он заработал много денег на рынке облигаций, а в 1995 году приобрел небольшой банк - Национальный Резервный Банк (НРБ) - в России и объединил усилия с двумя другими лондонскими экс-дипломатами - Андреем Костиным и Анатолием Данилицким.
Если верить одному из бывших коллег Лебедева, НРБ обслуживал интересы одного из своих мажоритарных акционеров "Газпрома": "Мы были в привилегированном положении в отношении Минфина в данной сфере торговли иностранными долговыми бумагами". Но у НРБ возникли проблемы, как только Лебедев поссорился с заместителем министра финансов Андреем Вавиловым, который позднее попался на хищении сотен миллионов долларов из госказны, добавил источник. В 1996-1997 годах офисы Лебедева несколько раз обстреливали и забрасывали гранатами. По словам источника, Лебедев никогда не имел дела с преступниками, а за защитой обращался в спецслужбы.
У Лебедева произошел некрасивый конфликт с американским деловым партнером Игорем Федоровым, укравшим более 7 млн долларов из средств НРБ. Лебедев подал на него в суд, но параллельно Федорова стали разыскивать российские и американские частные сыщики, пишет газета. "Федоров подал на Лебедева и банк встречный иск в США, а также пожаловался в ФСБ, что его жизни угрожают", - сообщает издание. Российская журналистка Юлия Пелехова, которая писала о конфликте, жаловалась, что сотрудники охранного агентства "Конус", которое работало с НРБ, звонят в ее газету с угрозами, а ее квартиру обстреляли. "Лебедев категорично заявляет, что непричастен ко всем попыткам запугать Пелехову, а также подчеркивает, что позднее ее признали виновной в шантаже по другому делу", - пишет газета.
Тогдашний генпрокурор РФ Юрий Скуратов расследовал деятельность Лебедева и НРБ в связи с конфликтом с Федоровым. "Вскоре после моей отставки дело было закрыто. Я точно могу сказать, что Лебедев задействовал крупные ресурсы для противодействия следствию", - утверждает теперь Скуратов, обвиняющий агентство "Конус" в слежке за собой и своими родственниками. Скуратова убрали с должности после обнародования видеозаписи, где похожий на него человек развлекался с двумя проститутками, напоминает издание. О том, что на видео запечатлен именно Скуратов, заявил на пресс-конференции тогдашний глава ФСБ - Владимир Путин. Сегодня Скуратов отзывается о некоторых сторонах Лебедева уважительно - говорит, что Лебедев четко и непредвзято описывает положение в России. В связи со скандальной видеозаписью Скуратов заявил: "Я не могу подтвердить, что именно Лебедев организовал видеозапись. Но его причастность к слежке за мной и моими родными через "Конус" доказана следствием". Сам Лебедев на вопрос о причастности к отставке Скуратова отвечает: "Хотелось бы мне похвастаться, что я свалил Скуратова голыми руками. Но, надеюсь, я сыграл скромную роль ответственного гражданина и журналиста, докапываясь до фактов и доказательств, высказываясь в интервью и делая публичные заявления".
На данный момент бизнес-империя Лебедева, оцениваемая в 2 млрд долларов, включает в себя недвижимость, отели, авиакомпании, предприятия текстильной промышленности, турфирмы, телекоммуникационные компании и газеты, утверждает издание. "Когда мы наводили справки о новоиспеченном британском газетном бароне, эпитеты типа "эксцентричный", "непредсказуемый" и "неуправляемый" звучали не менее часто, чем "умный" или "проницательный", - отмечает газета.
"По словам его хороших знакомых, Лебедев больше не поддерживает близких отношений с Путиным, хотя поговаривают, что в период, когда Путин шел к власти, они были союзниками", - пишет издание. Однако Лебедев остается одним из немногих видных россиян, которым позволено ругать Путина публично. "Некоторые предполагают, что в реальности Лебедев - человек Кремля, лицензированный оппозиционер", - отмечает автор. Но некоторые близкие знакомые Лебедева придерживаются другого мнения: они полагают, что Путин не придает значения словам Лебедева.
"Путин вечно говорит олигархам, что им следует инвестировать на Западе, а не ждать, пока Запад придет в Россию. Лебедев хочет доказать Путину, что может контролировать часть западных СМИ и через них улучшать имидж России. Это не коммерческие вложения", - сказал некий близкий к Лебедеву источник о приобретении Evening Standard. "Вы должны понять, что Лебедев - либерал, но по своей сути - не сторонник Запада. Он типичный советский человек", - добавил источник.
По словам самого Лебедева, ФСБ дважды предлагала ему охрану - в 1997 году и в 2008-м, но в данный момент одновременно расследует его деятельность: "Здесь такое обычная практика. Может быть, это ничего не значит. Или это деловые комбинации каких-то сотрудников, которые занимаются самоуправством, или что-то посерьезнее: например, что большой босс недоволен моими откровенными заявлениями. Поживем - увидим".