Пресса считает, что американский президент получил "приз за обещания" и это только повредит его деятельности. Пока что "мозолей больше на его губах, чем на его руках". Может быть, лучше последовать примеру вьетнамца Ле Дык Тхо, который в 1973 году отказался от Нобелевской премии мира, сказав, что в его стране настоящего мира еще нет?
Из-за того, что Нобелевскую премию мира присудили Обаме, разразилась настоящая битва: одни недоумевают, другие осыпают президента похвалами, утверждает The Times. "Явно бросив камень в огород Буша, Нобелевский комитет высоко оценил перемены в международной политической атмосфере, которые привнес его преемник, а также заветную мечту Обамы освободить планету от ядерного оружия", - пишет корреспондент Кэтрин Филп. Мнения предыдущих лауреатов разделились: Кофи Аннан и Десмонд Туту приветствовали выбор комитета, а Лех Валенса заявил: "Слишком рано. Он пока не внес никакого вклада".
"Американские противники Обамы сочли премию симптомом пресмыкательства иностранцев перед лидером с повадками знаменитости, который еще не показал себя в деле", - отмечает издание. Обама, со своей стороны, подчеркнул, что видит в премии не признание собственных заслуг, а подтверждение лидерства Америки в контексте устремлений всех народов.
Последнее, что нужно Бараку Обаме в теперешний момент его президентства, - это Нобелевская премия мира как "приз за обещания", пишет журналистка американского издания Time, ведь прекрасные обещания поднимают планку ожиданий особенно высоко - мы восстановим экономику, обуздаем расходы, улучшим здравоохранение, избавим Землю от смертоносного оружия, станем "зелеными" и просто все будем жить дружно. Но даже фанаты американского президента знают, что ни одна его мечта пока что не претворена в жизнь, а приз за саму попытку помечтать может лишь укрепить иллюзию, пишет Нэнси Гиббс.
Возможно, награда даст Обаме больше сил для проведения внешней политики, своего рода "новый мускул", продолжает она. Однако миротворчество в большей степени зависит от умения, а не от вдохновения: в этом деле надо понимать корыстные интересы сторон и расчетливо использовать их для достижения общего блага. В какой-то степени, отмечает автор статьи, сейчас многие американцы хотят от своего лидера больше жесткости и меньше проповедей.
Гиббс предлагает для сравнения обратить внимание на другого номинанта этого года на Нобелевскую премию мира: шансы Грега Мортенсона букмекеры оценивали как 20 к 1. Сын миссионера и бывший военный врач, он сделал своей целью создание женских школ в таких проблемных странах, как Афганистан и Пакистан, и его Институту Центральной Азии уже удалось построить там более 130 учебных заведений для девочек. Иногда лучше, заключает Гиббс, чтобы дела сами говорили за себя.
Барак Обама награжден преждевременно, пишет немецкая Handelsblatt: пока что он не предъявил миру ни одного внешнеполитического успеха. Своим решением Нобелевский комитет поставил президента США в один ряд с такими величинами, как мать Тереза или Аун Сан Су Чжи, о которых, как и многих других лауреатах этой премии, можно с уверенностью говорить, что они внесли огромный вклад в дело мира.
По мнению обозревателя издания, присуждение американскому президенту Нобелевской премии может обернуться прямо противоположенным результатом, чем тот, ради которого она создана. Поспешное чествование эфемерных заслуг уже вызвало волну критики внутри Соединенных Штатов. Отклики ведущих мировых политиков продиктованы либо завистью, либо чрезмерными ожиданиями, замечает журналист. "Премия может стать обузой, мешающей Обаме в конечном итоге оправдать доверие".
В заключение Роб Кокс дает Обаме совет: существует единственный выход, который поможет делу мира на земле и пойдет на благо репутации американского президента, - надо последовать примеру вьетнамского политического деятеля Ле Дык Тхо, который в 1973 году отказался от Нобелевской премии мира, указывая на то, что в его стране настоящего мира еще нет.
Сам лауреат понимает, что эта награда - за ожидания, которые связаны с Соединенными Штатами в области разоружения и мира, а не за действительные и осязаемые заслуги. Никаких таких заслуг на счету Обамы пока нет, поэтому закономерно, что решение Нобелевского комитета вызвало недоумение, а зачастую и раздражение, отмечает обозреватель испанской El País Луис Бассетс.
Эта премия может Обаме помочь, но может и навредить, подчеркивает автор комментария. Это и стимул, и требование еще большего участия в решении международных проблем, и резкое повышение планки ожиданий, а следовательно, и возможностей разочарования и провала. "Самый худший вариант, если он возомнит себя достойным. Если удовольствуется тем, что сделано на сегодняшний день. Никто Обаме этого не простит. Даже он сам", - подытоживает Луис Бассетс.
"Нобель" как награда Обаме за то, что он не Буш", - так назвали свой комментарий журналисты The Washington Times, отмечая, что новый президент был номинирован на премию всего через 12 дней после вступления в должность.
Несмотря на некоторые спекуляции о том, что Обама, возможно, вежливо отклонит награду, американский лидер все же принял ее и в электронном письме своим сторонникам объяснил почему. "Если быть честным, я не чувствую, что заслужил быть в компании столь многих... фигур, изменивших мир, - написал он, - но также я знаю и то, что на протяжении истории Нобелевская премия мира использовалась не только для того, чтобы отметить особые достижения, но и как средство ускорения в ряде случаев".
После неудачи с олимпийской заявкой родного города Обамы Чикаго, поддержать который он приезжал лично, присуждение Нобелевской премии выглядит как очевидный возврат к лейтмотиву предвыборной кампании Обамы и центральной теме первых месяцев его президентства - к "перезагрузке" отношений с внешним миром. Как иронизирует экс-представитель США в ООН Джон Болтон: "Они хотят наградить особенного американца - американца, который думает, как европеец".